Номер
УДК 72:378

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА ОБУЧАЮЩИХСЯ СТУДИИ ДЕТСКОГО ПРОЕКТНОГО ТВОРЧЕСТВА

 

Морозова О.В., кандидат архитектуры, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Истратова Е.Е., кандидат технических наук

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Колтунова А.А., методист

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация: В статье приводятся результаты анализа творческих работ, выполненных обучающимися студии детского проектного творчества. На основании проведенного исследования были выявлены причинно-следственные связи между когнитивной и творческой активностью, а также результативностью процесса обучения.

 

Ключевые слова: мониторинг работ обучающихся, метод нечеткого когнитивного моделирования, когнитивная карта.

 

     Актуальность. Исследование динамики развития творческой активности обучающихся студии проектного творчества и факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на этот процесс, является актуальной задачей, требующей решения. В качестве одного из вариантов подобного решения можно выделить разработку когнитивной модели, подробно описывающей и характеризующей учебный процесс.

     Цель исследования. Основной целью исследования был анализ причинно-следственных связей между активностью обучающихся и их успеваемостью по творческим дисциплинам.

     Результаты и выводы. В исследовании были задействованы результаты мониторинга творческих работ обучающихся студии проектного творчества. В ходе проведенного исследования работ можно сделать выводы о том, что процесс развития творческой активности у детей может быть представлен в качестве процесса формирования отдельных структурных компонентов за счет приобретения и накопления субъектного эстетического опыта художественной деятельности. Согласно ряду педагогических исследований, субъектный эстетический опыт сочетает в себе объективную часть личности, которая отвечает за процессы познания и художественную переработку впечатлений действительности, и субъективную, которая позволяет осуществлять художественный процесс, а также регулировать накопление субъектом знаний, умений и навыков, необходимых для преобразования воспринимаемой действительности в художественный образ. Таким образом, субъектный эстетический опыт является важным источником личностного развития, фактором организации внутреннего мира растущего человека и, безусловно, может быть использован детьми в процессе их обучения [1].

     В основу целостного системного анализа уровня достижений обучающихся был положен метод экспертной оценки, на базе которого была составлена диагностическая карта личностных и метапредметных результатов освоения учебной программы. Экспертная оценка учитывала два уровня: объектный и субъектный. В качестве основных областей развития обучающихся, относящихся к объектному уровню, были исследованы: композиционное и цветовое решения представленной работы. Области развития субъектного уровня составили: полнота выполнения задания, степень владения материалами и техниками, а также степень участия обучающегося в коллективной деятельности.

     Для выявления взаимосвязи когнитивных характеристик, творческой активности и результативности обучения, выступающих в качестве основной движущей силы процесса развития творческой активности обучающихся, был использован метод нечеткого когнитивного моделирования. Отличительными особенностями данной методологии являются: объективность описания обрабатываемых данных, а также высокая точность процесса моделирования. Это достигается за счет того, что метод нечеткого когнитивного моделирования позволяет учитывать параллельно как качественные, так и количественные характеристики, а также дает возможность осуществлять динамическое моделирование за счет процессов генерирования и выбора управляющих стратегий на основе консолидированного мнения нескольких экспертов.

     Процесс когнитивного моделирования творческих компетенций, то есть знаний, умений и навыков обучающихся, можно разделить на несколько основных этапов: этап разработки когнитивной карты и этап анализа взаимного влияния концептов друг на друга.

     Первый этап представляет собой разработку когнитивной карты формирования у обучающегося соответствующей совокупности знаний, умений и навыков. Процесс создания когнитивной карты непосредственно связан с выявлением экспертами наиболее существенных факторов, определяющих результативность обучения, и определением причинно-следственных связей между ними. Результаты реализации данного этапа представлены на ил. 1 и 2.

23.1

Ил. 1. Сводная матрица концептов когнитивной модели

23.2

Ил. 2. Когнитивная модель процесса формирования компетенций

 

     Таким образом, в результате реализации первого этапа когнитивного моделирования была построена когнитивная матрица (ил. 3), каждый элемент которой был определен как средняя оценка интенсивности влияния отдельно взятого фактора.

23.3

Ил. 3. Когнитивная матрица процесса формирования компетенций

 

     Как видно из ил. 3, в полученной когнитивной карте наблюдается сильное положительное влияние концепта 2 «Владение материалами и техниками» на концепт 4 «Композиционное решение» и концепт 5 «Цветовое решение». Таким образом, можно утверждать, что между концептами 2, 4 и 5 с высокой вероятностью существует опосредованная причинно-следственная связь. Для более полного и детального анализа причинно-следственной структуры процесса формирования компетенций необходимы данные о латентных проявлениях влияния исследуемых факторов друг на друга и на процесс обучения в целом.

     Второй этап когнитивного моделирования непосредственно связан с количественной оценкой опосредованного взаимовлияния концептов друг на друга. Для реализации данного этапа необходимо выполнение операции транзитивного замыкания когнитивной матрицы. На основании полученной транзитивно замкнутой когнитивной матрицы были получены частные и системные показатели нечеткой когнитивной модели (ил. 4). Согласно ил. 4, все концепты творческой активности, когнитивных характеристик и успеваемости оказались значимыми.

23.4

Ил. 4. Показатели когнитивной модели процесса формирования компетенций

 

     Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют, что творческая активность вносит статистически достоверный вклад в развитие когнитивной сферы обучающегося. При этом снижается ее вклад в показатели вербального интеллекта и критического мышления. Влияние творческой активности на интеллектуальную продуктивность, напротив, нарастает.

 

Библиографический список

 

  1. Синицина И.А. Современные проблемы науки и образования. 2016. №2 [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24205 (дата обращения: 13.04.2017).

 

ANALYSIS OF MONITORING OF STUDENTS FROM THE CHILDREN'S PROJECT CREATIVITY STUDIO

 

Morozova O.V., Candidate of Architecture, Docent

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Istratova E.E., Candidate of Engineering Sciences

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Koltunova A.A., Assistant Lecturer

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract: The article presents the results of the analysis of creative works performed by students from the children's project creativity studio. Based on the conducted research, were revealed causal relationships between cognitive and creative activities, and the effectiveness of the learning process.

Keywords: monitoring of students' works, method of fuzzy cognitive modeling, cognitive map.