Номер
УДК 72:378

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЧНОМ ОБУЧЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРЕДПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ»

 

Истратова Е.Е., кандидат технических наук

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Клевакин А.Н., кандидат архитектуры, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация: В статье приведены результаты внедрения элементов дистанционных технологий в очном образовательном процессе по дисциплине «Предпроектный анализ». На основе полученных данных был проведен анализ и выявлены такие показатели, как периодичность использования электронного курса студентами и основные цели посещения интернет-ресурса.

 

Ключевые слова: дистанционные технологии, электронная информационно-образовательная среда университета, электронный курс.

 

     На сегодняшний день основные цели развития информатизации в сфере современного образования связаны с появлением и развитием принципиально новых возможностей как для познавательной, так и для творческой деятельности студента. Данный эффект может быть достигнут благодаря качественному информационно-техническому обеспечению процесса образования, включая такие его виды, как учебная, научно-исследовательская, педагогическая, управленческая и экспертная деятельность.

     Помимо этого, интеграцию образовательных и информационных технологий на сегодняшний день можно назвать одним из необходимых условий для дальнейшего развития и совершенствования самой методики преподавания. При этом особую роль в этом процессе играют именно информационные коммуникационные технологии (ИКТ), способствующие не только повышению качества образования за счет интерактивности и наглядности преподносимого материала, но и обеспечивающие значительную экономию времени, необходимого для освоения нового материала [1].

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование интерактивных инструментов и методов в учебном процессе дает возможность перейти от классической модели обучения к адаптивной, которая обеспечивает эффективное индивидуальное развитие студентов.

     Целью исследования является анализ опыта применения элементов дистанционных технологий в обучении студентов Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств по дисциплине «Предпроектный анализ».

    Разработка электронного курса на базе электронной информационно-образовательной среды университета может быть использована в качестве дополнительного инструмента для обучения студентов очной формы. Так, с помощью интерактивного курса можно существенно разнообразить процесс обучения, помогая студентам лучше подготовиться к сдаче экзамена или зачета по соответствующей дисциплине.

    Благодаря применению в образовательном процессе курсов, созданных при помощи систем дистанционного обучения, часть теоретического материала, который не требует существенных интеллектуальных усилий для его обдумывания, становится возможным перенести на самостоятельное изучение. Помимо лекций, к таким материалам также можно отнести формы контроля, необходимые для проведения тестирования, вспомогательные и справочные материалы, применяемые для проведения консультаций. Процесс замены данных форм очной деятельности на самостоятельные и/или проектные с последующей презентацией результатов на круглых столах и семинарах мог бы не только сформировать необходимые условия для продуктивной творческой деятельности студента, но и дать возможность преподавателю увеличить количество индивидуальных консультаций обучающимся, которые нуждаются в этом.

     Для реализации данной цели в электронной информационно-образовательной среде Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств был разработан электронный курс, содержащий все необходимые теоретические, практические и контролирующие материалы по теме дисциплины, далее этот курс был активно использован при проведении учебного процесса. Полученные результаты были статистически обработаны и проанализированы.

     В начале семестра студентам (20 человек) на выбор были предложены два варианта работы: классическое обучение в аудитории и обучение с возможностью использования созданного электронного курса в качестве дополнительного учебного инструмента. Большинство студентов выбрали второй вариант, и к концу семестра доля студентов, активно работающих с электронным курсом, составила 95%.

     Согласно результатам проведенного исследования (ил. 1), студенты, проходившие обучение с применением электронного курса, использовали его с разной периодичностью:

  • еженедельно – 8 человек (40%);

  • раз в две недели – 9 человек (45%);

  • иногда заходили в систему – 2 студента (10%);

  • не пользовались материалами курса – вообще 1 студент (5%).

20.1

Ил. 1. Периодичность использования электронного курса студентами

 

     В электронный курс, помимо теоретических, были внедрены материалы для практической работы, а также интерактивные элементы и элементы для выполнения студентами самостоятельной работы. В результате студенты посещали электронный курс по дисциплине как для выполнения заданий и чтения лекционных материалов, так и для просмотра своих оценок и новостей курса.

     Цели посещения электронного ресурса студентами различались (ил. 2). В качестве основной цели посещения электронного курса можно выделить изучение лекционного материала – 38% (от количества всех посещений электронного курса). На втором месте по популярности оказалось ознакомление студентов с методическими разработками к практическим занятиям – 27%. Наименьшую активность студенты проявили к такому разделу курса, как новостная лента – 5%.

20.2

Ил. 2. Цели посещения электронного курса

 

     Студенты, принимавшие участие в исследовании, согласились с тем, что освоенный обучающий ресурс по дисциплине «Предпроектный анализ» помог им в изучении курса – 85% (17 человек). Несмотря на это, 3 студента (15%) высказали мнение о том, что данный педагогический подход не может полностью заменить классическое обучение с преподавателем.

     В то же время объективный анализ результатов применения электронного курса в учебном процессе показал, что повысилось качество обучения студентов; возросла мотивация студентов к изучению дисциплины; снизился процент слабо успевающих студентов.

   Таким образом, обучение с использованием возможностей электронной информационно-образовательной среды университета способствует более контролируемому прохождению студентами учебной программы, развивает такие качества, как самоконтроль и самодисциплина, стимулирует познавательный интерес к конкретной учебной дисциплине и процессу получения образования в целом.

 

Библиографический список

 

1. Истратова Е.Е. Возможность внедрения комплекса интерактивных методов в медицинском вузе // Материалы всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием «Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика». Красноярск: Изд-во КрасГМУ, 2016. С. 180183.

 

PRACTICE OF THE DISTANCE TECHNOLOGIES USAGE ON DISCIPLINE "PRE-PROJECT ANALYSIS"

 

Istratova E.E., Candidate of Engineering Sciences

Novosibirsk state university of architecture, design and art

 

Klevakin A.N., Candidate of Architecture, Docent

Novosibirsk state university of architecture, design and art

 

Abstract: The article represents the results of the addition distance technologies to the training process on discipline "Pre-project alalysis". On the basis of the obtained data main indicators were determined, such as: the frequency of the electronic course usage by students and the main purposes of their visits.

Keywords: distance technologies, electronic information and educational environment of the university, e-course.