Инна Смирнова
Преподаватель
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова
inna.smirnova.2001@list.ru, ORCID
Наталья Бекк
Профессор
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова
8dayofangel@mail.ru, ORCID
Юлия Низковская
Старший преподаватель
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова
yulya.nizkovskaya@yandex.ru, ORCID
Inna Smirnova
Lecturer
Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
inna.smirnova.2001@list.ru, ORCID
Natalia Bekk
Professor
Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
8dayofangel@mail.ru, ORCID
Yuliya Nizkovskaya
Senior Lecturer
Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
yulya.nizkovskaya@yandex.ru, ORCID
Аннотация
Рассмотрен современный подход к дизайну объектов детских площадок в природных локациях Академгородка. Показано влияние современных трендов и исследований на формообразование, выбор материала, зонирование и атрибутику площадки. Выполнены социологические исследования, учтены пожелания потребителей — детей и их родителей. Представлены варианты дизайна оснащения игровых площадок.
Abstract
A modern approach to the design of playground facilities in the natural locations of Akademgorodok is considered. The influence of modern trends and research on shaping, material selection, zoning and site attributes is shown. Sociological research has been carried out, and the wishes of consumers — children and their parents — have been taken into account. Design options for playground equipment are presented.
Ключевые слова: дизайн, оборудование, площадка, естественность, природа, территория Академгородка, дети, родители, социализация
Keywords: design, equipment, playground, naturalness, nature, territory of the Academy, children, parents, socialization
В наши дни наличие детских площадок в городах не является уникальным событием. Практически во всех дворах, парках, торговых центрах и даже в некоторых кафе, аэропортах и т.д. есть эти зоны.
Но так было не всегда. Из истории развития детских площадок мы знаем, что долгое время у детей не было особого места для игр. Взрослые не задумывались о том, что детям нужно такое особое место. Девочки и мальчики играли на улицах городов, переулках и прочих потенциально опасных местах. Только в 19 веке взрослые наконец осознали важность и ценность детских игр для их развития и то, что игры заслуживают особое общественное пространство.
Знакомые нам качели для девочек появились в Древней Греции. Мальчики в тот же период использовали в своих тренировках своеобразную карусель или же ее прототип: вокруг этого аттракциона надо было ездить кругами верхом на лошадях с копьями, стараясь протыкать щиты расположенные на всей окружности конструкции [История]. С годами конструкции перетрансформировались в детские увеселения на ярмарках, а спустя столетия они заняли почетное место в списке построек всех ЖЭК.
Согласно исторической ретроспективе, первые общественные «песочные сады» появились в Германии в 1850-х годах. Это были только зоны с песком.
А вот первые площадки, которые были наполнены разной атрибутикой впервые были построены в Нью-Йорке в конце 19 века. Они включали: беговые дорожки, тренажеры, качели, песочницу и небольшой детский бассейн [Откуда взялись детские площадки]. Главной целью площадок данного временного периода было уводить детей с улиц, как с опасных зон.
К 1930 годам предназначение площадок изменилось. Их основной задачей было приобщить детей к игре с природными материалами. Это чисто социальная история, чтобы стереть социальные различия между городскими и деревенскими детьми. В 1940 году, благодаря датскому архитектору Карлу Теодору Соренсену появились так называемые «приключенческие площадки» [Вещи]. Соренсен высоко ценил игровые площадки и неоднократно говорил, что они являются важными местами в городе.
В период с 1960 по 1980 года у площадок появилось еще два новых направления развития. Первое: необычные «художественные» пространства. Дизайнеры считали, что игровая площадка стимулирует воображение ребенка, как бы отправляя его в другой, совершенно иной мир. Вторым направлением было беспрецедентное на тот момент движение «Do It Yourself»: оно собирало неравнодушных к данной теме родителей для того, чтобы они сплочались друг с другом для поиска свободных пространств в городе и последующим обустройстве и превращении их в игровые площадки для своих детей.
Особенностью развития детских площадок в России можно отметить следующее. В начале 20 века в школах и профессиональных организациях стали внедрять спортивную программу «Готов к труду и обороне СССР». Спорт пропагандировали массово, особенно среди подрастающего поколения. Тренд на развитие спорта и укрепления здоровья привел к тому, что на детских площадках, добавились турники с брусьями [Детские площадки].
Сегодня проектирование детских площадок почти полностью находится в руках жилищно-строительных компаний и теперь почти невозможно встретить пространство для детей, которое было бы создано «сторонними» художниками и дизайнерами. Площадок, которые на данный момент выделяются из общей массы очень мало, и практически все они находятся в специально отведенных местах: дорогих закрытых территориях частных жилых комплексов, парках, частных игровых центрах.
В последние годы набирают популярность естественные игровые площадки, что совсем неудивительно. Новое, так называемое, поколение «Z» [Поколение Z] отличается своим свободолюбием, тяге к науке, искусству. Неудивительно, что такие люди отстраняются от старых норм, стремясь изменить не только жизнь, но и окружение. Поэтому новые, необычные площадки следуют за желаниями новоиспечённых родителей. Дуальность потребления всегда является спецификой дизайна детских изделий и игрового оборудования [Бекк, Таубе, Тихонова 2019].
Проведенные социологические опросы среди детей (возраст 7–13 лет) и взрослых (жителей Академгородка) показали следующее:
- Максимальное количество детей (79% опрошенных) любят гулять на улице с друзьями, 25% детей любят гулять с родителями, и только 3% детей предпочитают сидеть дома. До подросткового возраста дети обожают активные игры, особенно в компании на природе.
- Наибольшее предпочтение дети отдают качелям (66%), всевозможным «лазелкам» (45%) и детским «каруселям» (62%). В анкете не было ограничений по выбору той или иной конструкции. Дети могли выбрать все варианты.
- Цветовые предпочтения были самые разные. Как итог можно сказать, что любые яркие цвета интересны для детей.
В итоге было определено, что дети отдают приоритет конструкциям, большому количеству игровых объектов на площадке, а не цветовому решению. И природные цвета ими хорошо принимаются.
Ответы родителей показали, чего не хватает на детских площадках:
- разнообразия;
- размера (нужна большая территория);
- чистоты;
- развивающих установок;
- зон для разных возрастных групп;
- навесов от солнца.
Желание иметь разные зоны для разных возрастных групп отмечали не только родители, но и дети в своих ответах.
В результате исследования выявлено, что основные проблемы заключаются в отсутствие разнообразия, невозможности детям развиваться в своих возрастных группах, отсутствии зон для родителей.
Дети устают от однообразных качелей и каруселей, тем самым находя себе другие развлечения в неприспособленных для игр местах, что может повлечь за собой травмы ребенка.
Также немаловажно и то, что дети не могут играть со своими ровесниками. Скудность оборудования заставляет детей придумывать новые игры, которые не соответствуют правильной эксплуатации оборудования. В результате старшие ребята мешают младшим, вытесняя их с площадок. Такой расклад событий может нести за собой не только конфликты, но и травмы от неудачных столкновений.
Таким образом, при проектировании детских игровых площадок следует учитывать тип игрового оборудования, возраст детей и их интересы. Оборудование делится на несколько видов:
- для детей младшего возраста (3–6 лет);
- для детей среднего возраста (7–12 лет);
- для подростков (13–16 лет).
К современным трендам в дизайне детских площадок можно отнести появление все более удивительных и поражающих воображение конструкций. Например, бионетических форм площадок. Трендом является и стимуляция детей к активному взаимодействию с окружающей их средой, а также друг с другом. Например, обычный гравий сменился новыми видами естественных, природных покрытий: морской песок, кора, сосновая щепа, лиственница. Эти виды материалов не только безопасны для детей, но и разнообразны в плане тактильных ощущений. Также важно, чтобы поверхности разной фактуры и температуры — гладкие, шероховатые, холодные и теплые давали разные тактильные ощущения. Исследования показывают, что детям может быть очень интересно играть и исследовать мир без фиксированного сценария, воображать и изобретать новые способы введения в игру посторонних предметов, поэтому появляется все больше пространств, сделанных из дерева и других природных материалов, имитирующих природную среду, или же имеющих простые формы, что способствует развитию воображения у детей, побуждает их к творчеству, общению, обучению, развитию физических качеств, крупной и мелкой моторики и др. Для таких мест появился новый термин — «естественные игровые площадки».
Ну и конечно, очень важен тренд на разделение территории по возрастному принципу. Если оборудование для детей старшего возраста существует, в первую очередь, для развития физической активности и фантазии, то конструкции для детей помладше должны, помимо всего вышеперечисленного, развивать и интеллектуальное развитие — обучение равновесию, контролю над телом, развитию межполушарных связей и крупной моторике.
Результаты аналитических исследований были взяты за основу при разработке детской площадки в Академгородке. Концепции дизайн проекта необходимо было связать «природным» трендом, т.к. Академгородок находится в лесной зоне. Поэтому все опросы проводились среди жителей Академгородка. Таким образом, локация площадок связана непосредственно с их тематикой.
Первая задача, которая требовала решения — это зонирование. В нашей работе предложено три зоны: для детей школьного возраста, для детей дошкольного возраста и общая.
На основе исследований предложены:
- игровая зона для детей школьного возраста;
- игровая зона для детей дошкольного возраста;
- полоса препятствий;
- качели.
В соответствии с пожеланиями родителей в проект включены зоны «ожидания», где родители могут сидеть. Игровые зоны для детей приведены на рисунках 1–4.
Объекты зоны для детей школьного возраста имеют концепцию «деревья» (рисунок 1). Материалы, цвет, стилизованная форма кроны деревьев, удачно вписаны в парковые зоны Академгородка.

Figure 1. A play area for school-age children
Материал, из которого состоит данная часть площадки — дерево. В отличии от метала он не обжигает кожу ребенка летом и зимой, что очень важно для объекта, с котором взаимодействуют дети. Дерево гораздо долговечнее пластика — самой популярной его альтернативы. Стоит и упомянуть цвет. Коричневые и зеленые оттенки являются природными цветами, что вписывается в контекст локации.
Площадка для детей дошкольного возраста (рисунок 2) была спроектирована таким образом, чтобы ребенок всегда находился на виду у родителей. Это соответствует результатам социального исследования. Устройство площадки включает небольшие ступеньки ведущие вверх, помогают детям развивать мелкую моторику, а большая зона с песком — знакомит подрастающий организм с окружающей средой, а также помогает детям проявлять фантазию.
Форма «пригорка» была выбрана также и потому, чтобы вписаться в общую тематику — природную. Цвета, как и в предыдущем варианте, также природные.

Figure 2. A play area for preschool children
Основная цель полосы препятствий (рисунок 3) — развивать физически детей школьного возраста. Несмотря на то, что ребята уже практически полностью сформированы, им, особенно из-за работы за компьютером, не хватает физической активности. Полоса препятствий решает эту проблему. В данном объекте присутствуют элементы, помогающие развивать ловкость, силу рук, гибкость, и конечно же, внимательность.

Figure 3. Obstacle course
Дизайн «полосы» был выбран, чтобы соответствовать не только общей тематике детской площадки, а также трендам, в первую очередь природным — дизайнерским, во вторую — интернет трендам. Дети могут поставить перед собой цель — пройти полосу от начала до конца не коснувшись земли. Подобные «цели» очень популярны среди подрастающего поколения. Такой подход позволит завлечь детей на активные, развивающие игры.
Еще одним важным объектом являются качели (рисунок 4). Решение спроектировать их было связано с тем, что они являются одним из самых любимых объектов на площадке у детей. К сожалению, в нашей стране мало интересных дизайнов данного объекта, и практически ни один не вписывается в природную тематику.
Данные качели были выполнены в форме дерева, так как она соответствует общей тематике. Кроме того, подобный дизайн позволил интересно вписать «крючок», на который дети могут вешать свои рюкзаки. Всем нам известно, что после школьных занятий дети любят прогуляться, а рюкзак оставлять в самых разный местах, в том числе и тех, где вещь может сильно запачкаться. Поэтому крючок на качелях отличное спасение рюкзака, которое добавит ему пару лет «жизни».

Figure 4. Swing
Выводы
Таким образом, получены зоны для активного отдыха детей разных возрастных групп, которые решают как задачи интеллектуального развития и коммуникационных навыков, так и способствуют физическому развитию детей. Очень удачно все дизайнерские решения вписаны в природу, что полностью соответствует ментальным чертам жителей Академгородка. Реализованы все современные тренды: «удивить», «развивать», «разделение на возрастные зоны», «эко-тренд», «социализация».
Список литературы
- Бекк Н.В., Таубе М.В., Тихонова Н.В. Проектирование изделий для детей по дуальному принципу. // Известия ВУЗов. Технология легкой промышленности. 2019, №2. С. 23–25.
Список источников
- История возникновения и развития детских площадок как объекта городской среды [Электронный ресурс]. URL: http://csjournal.ru/jour/index.php/
rscs/article/view/42 (дата обращения: 01.11.2023). - Откуда взялись детские площадки и как они изменились со временем [Электронный ресурс]. URL: https://n-e-n.ru/playgr/ (дата обращения: 05.11.2023).
- «Вещи должны быть не только функциональными, но и красивыми»: как устроена ландшафтная архитектура Карла Сёренсена [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/design/325133-veshchi-dolzhny-byt-ne-tolko-funkcionalnymi-no-i-krasivymi-kak-ustroena-landshaftnaya-arhitektura-karla-serensena?ysclid=lq4ovzhi4c422906715 (дата обращения: 06.11.2023).
- Детские площадки. От железных качелей до многофункциональных комплексов [Электронный ресурс]. URL: https://tsargrad.tv/articles/sovsem-nedavno-detskie-ploshhadki-byli-takimi-strannymi-a-vy-pomnite_489663?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f (дата обращения: 05.11.2023).
- Поколение Z [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Поколение_Z (дата обращения: 08.11.2023).
References
- Bekk N.V., Taube M.V., Tikhonova N.V. Designing products for children on the dual principle. // Izvestiya Vuzov. Technology of light industry. 2019, №2. Pp. 23–25.