Номер
Раздел
УДК 711.43 (571.51)

АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ В 1940–1950-х гг. (по материалам периодических изданий)

Е.К. Захарченко, В.И. Царёв 
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия
 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности архитектурно-градостроительной деятельности в Красноярском крае, которыми характеризовались годы Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия. Информационной основой исследования являются материалы тех лет, опубликованные в краевой газете «Красноярский рабочий». Полученные результаты раскрывают совокупность творческих и практических архитектурно-градостроительных проблем в рассматриваемый период, а также методы их решения, которые позволяют дополнить картину градостроительного процесса в одном из крупнейших регионов Сибири.

Ключевые слова: архитектурно-градостроительная деятельность, индустриализация, благоустройство, Красноярский край.

 

     Введение. Архитектурно-градостроительная деятельность в регионах Сибири в период Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия остается одной из самых малоизученных страниц истории архитектуры и градостроительства России, что позволяет определить научную значимость проводимого исследования.

   Курс на индустриализацию. В конце 1930-х гг., согласно плану индустриализации и укрепления обороноспособности страны, Красноярскому краю отводилась роль одного из главных промышленных центров СССР. В газетных статьях тех лет большое внимание уделялось новостройкам, в первую очередь осуществлявшимся в Красноярске. В них отмечались преобразования нового правобережного города, где: «выстроен большой машиностроительный завод, начато строительство районной теплоэлектроцентрали, крупного целлюлозно-бумажного комбината» [1, c. 2]. В конце 1939 г. президиум красноярского городского совета вынес решение об отводе земельного участка под строительство нового мощного завода тяжелого машиностроения. Для возведения промышленных объектов на правобережье выделялись 150 гектаров и более 200 гектаров под жилищное строительство [2, с. 3]. В 1940 г. намечалось строительство в Красноярске марлевой прядильно-ткацкой фабрики. Для обеспечения жильем рабочих служащих и инженерно-технических работников планировалось выстроить несколько благоустроенных многоэтажных домов [3, с. 3].С целью ускорения темпов работ партийное руководство требовало от строителей наведения порядка на стройках, постановки всего процесса под жесткий контроль и строжайшей дисциплины. В связи с масштабным строительством на правом берегу Енисея обострился вопрос о необходимости постройки моста для пассажирского движения через реку. Изыскания для его строительства проводились в январе-апреле 1941 г., а проект разрабатывал академик архитектуры А.И. Дмитриев [4, с. 2].

     Партийные и хозяйственные власти искали потенциальные возможности для создания новых производственных предприятий на территории края. Например, в 1939 г. в Ачинске началось строительство межрайонной молочно-масляной базы, а в Новоселовском районе были проведены подготовительные работы по строительству трех маслозаводов [5, с. 3]. В октябре 1939 г. в Ачинске приступили к строительству черепичного завода.

     Помимо информации о возведении новых промышленных предприятий в газетных публикациях сообщалось о жилищном и культурно-бытовом строительстве, осуществлявшемся в Красноярском крае в последние мирные годы. В 1939 г. в городе железнодорожников Боготоле по приказу наркома путей сообщения началось строительство трехэтажного каменного здания Дворца культуры, проект которого разработал архитектор Г.Ф. Домашенко [6, с. 3]. При строительстве нового заполярного города Игарки внедрялись скоростные методы возведения зданий, что позволило только за один месяц выстроить несколько двухэтажных восьмиквартирных домов, а за два месяца – двухэтажное здание новой школы [7, c. 2]. Одновременно для Игарки и Норильска осуществлялись разработки принципов строительства каменных зданий в условиях вечной мерзлоты [8, с. 2].

      В 1939–1940 гг. по решению правительства в Красноярске планировалось возвестиздание речного вокзала (проект архитектора Курносова) [9, с. 3]. Летом 1940 г. на площади Революции краевого центра началось строительство дома управления Красноярской железной дороги [10, с. 3]. В декабре того же года планировалось рассмотрение в Госплане РСФСР генерального проекта Красноярска, после которого он должен был быть представлен на утверждение правительства. Это событие имело первостепенное значение в связи с ожидавшимся превращением города в ближайшие годы в крупнейший индустриальный центр Сибири [11, c. 2].Однако реализацию намеченных планов прервала начавшая война.

     Промышленная база тыла. Великая Отечественная война внесла серьезные изменения во все народнохозяйственные планы мирного времени, в том числе в архитектурно-градостроительную деятельность в регионах Сибири. Новая обстановка потребовала от архитекторов и строителей «строить так, чтобы можно было быстро получить результаты – новые самолеты, танки, вооружение, боеприпасы; строить быстро и экономно» [12, c. 3]. Красноярск, как город глубокого тыла, в дни войны стал базой для приема и развертывания работы эвакуированных предприятий, базой для освоения и расширения выпуска продукции, нужной фронту и стране. За годы войны, по сведениям тех лет, «в городе стало на 17 предприятий больше» [13, с. 2]. В военное время в Красноярском крае впервые были применены поточно-скоростные методы строительства, электрическое и паровое прогревание бетона, внедрение механизации, замена дефицитных привозных материалов более дешевыми местными аналогами, такими как шлакоблоки и терроблоки. Так были возведены жилые здания в Боготоле, Ужуре, Абакане [14, c. 2].

    Архитектор В. Кусаков, характеризуя основные проблемы строительства первых военных лет в Красноярске, писал в газетной статье о целесообразности применения в городе «брусчатого строительства, несколько более дорогого по первоначальным затратам, чем каркасное, но более выгодного по качественным и экономическим показателям» [15, с. 2]. Исключительное значение для успешного выполнения планов строительства, по мнению архитектора, имело качество проектов, которое в начале войны было не всегда удовлетворительным, а проекты жилых зданий следовало осуществлять с учетом передовой строительной техники.

     В годы войны одним из методов обеспечения рабочих, служащих и инженерно-технических работников эвакуированных предприятий жильем являлось индивидуальное строительство. Государство выделяло индивидуальным застройщикам долгосрочный кредит в размере 50 процентов от стоимости жилища, а остальная часть стоимости шла за счет государственного бюджета. Под строительство индивидуальных домов, как правило, отводились участки вблизи промышленных предприятий [16, c. 3].

     В 1944 г. начиналось восстановление объектов культурного строительства в Красноярске, Абакане, Норильске, ряде других городов, сел и поселений Красноярского края. В преддверии окончания войны, исполком крайсовета обязал исполкомы райсоветов восстановить все закрытые избы-читальни, клубы и дома культуры, а также открыть новые дома культуры в Рыбинском, Канском, Ачинском, Алтайском и Ширинском районах [17, c. 2].

    «Города-ансамбли». В год Великой Победы в Красноярском крае вновь обращаются к проектам, реализации которых помешала война. Летом 1945 г. в Москве руководители края решили вопрос о строительстве моста через Енисей в Красноярске. После утверждения народным комиссаром коммунального хозяйства РСФСР проектного задания был заключен договор с Дортранспроектом на техническое проектирование и составление рабочих чертежей [18, c. 2]. В том же году руководители Красноярского крайкома ВКП(б) заявили о «возможности строительства крупной гидроэлектростанции на Енисее при впадении в него Ангары, в районе Маклаково» [19, c. 2].

     В 1946 г. совет архитекторов Красноярска утвердил проект городского Дома пионеров. В это же время начались работы по восстановлению и реконструкции городских зданий, обветшавших за военные годы. По проекту архитектора Е.А. Леонтьева реконструировались помещения театра музыкальной комедии; прошел открытый конкурс на лучший проект по реконструкции здания драматического театра им. А.С. Пушкина, победителем которого стал Е.С. Нифантьев [20, c. 3]. Возобновились подготовительные работы по составлению генерального плана города Абакана, прерванные войной [21, c. 2]. В 1947 г. по заданию управления по делам архитектуры при Совете Министерства РСФСР в Красноярске приступила к проектным работам группа специалистов Ленинградского отделения государственного института по проектированию городов (Гипрогор). Проект должен был определить «перспективы дальнейшего развития промышленности Красноярска, наметить расположение промышленных предприятий, организацию жилых районов и их благоустройство, развитие внешнего и городского транспорта, оформление площадей, набережных и улиц, устройство парков, садов и бульваров» [22, c. 3] (ил. 1).

1111

     В 1949 г. Министерство речного флота СССР выдало разрешение на строительство речного вокзала в Красноярске, а краевая архитектурная комиссия утвердила проект здания, автором которого являлся архитектор А.Н. Голубев. По газетным сообщениям, речной вокзал должен был представлять собой «трехэтажное каменное здание со сплошной колоннадой и открытыми верандами, расположенное на берегу Енисея; над крышей центральной части будет устроена башня в виде маяка со шпилем, увенчанным пятиконечной звездой; издали вокзал будет напоминать мощный океанский пароход» [24, c. 2].

     В период с 1945 по 1949 г. строились новые рабочие поселки вблизи Иланска, Красноярска, застраивались села Горбы Березовского района и Большой Улуй. Возобновилось строительство судоремонтного завода в рабочем поселке Подтесово, который в будущем планировалось превратить в город речников. Исполком Красноярского крайсовета утвердил проект планировки заполярного поселка Дудинка [25, c. 3]. На новый этап развития вышло село Шушенское, связанное с сибирской ссылкой В.И. Ленина. В 1946 г. архитектором Г.И. Шаповаловым были разработаны проекты шушенского Дома Советов и жилого дома на 40 квартир, а в селе был построен сельскохозяйственный техникум по проекту, утвержденному Н.К. Крупской [26, c. 3]. В 1949 г. архитекторы представили на общественное обсуждение генеральный проект села Шушенского (ил. 2).

2

     В послевоенные годы активное строительство развернулось в молодом заполярном городе Норильске. В 1947 г. здесь, в условиях вечной мерзлоты, впервые применялись сборные фундаменты, изготовленные на заводе железобетонных конструкций [27, c. 2]. Большие работы по строительству и благоустройству проводились в Заозерном, в то время самом молодом городе Красноярского края. Широко применялось индивидуальное строительство. В 1949 г., наряду с кредитованием частных лиц, Цекомбанк вынес решение о выделении кредитов предприятиям и учреждениям на строительство жилых домов для продажи [29, c. 3] (ил. 3).

3

     Осуществлялось озеленение городов, разбивка новых скверов и парков. В 1948 г. Красноярск занял третье место в Российской Федерации по благоустройству [30, c. 3]. В июне 1949 г. архитектором Брудским при участии директора треста зеленого хозяйства Батова и главного инженера Хвороща был разработан проект парка на острове Отдыха в Красноярске [32, с. 3].

   В начале1950-х гг. появились критические публикации, отмечавшие ряд существенных недостатков в архитектурно-градостроительной деятельности в Красноярском крае. В первую очередь в них указывалось на отсутствие четкого руководства со стороны краевого комитета по делам архитектуры, а также главного архитектора над проектированием и застройкой городов. В результате, по мнению авторов статей, не решалась задача по созданию единого архитектурного ансамбля, нарушалась прямолинейная планировка улиц. Среди других недостатков отмечалось отсутствие принципиального подхода к качеству архитектурного проектирования, в частности, обращалось внимание на то, что «в проектах строящихся зданий наблюдается формализм, эклектика и отход от метода социалистического реализма» [33, с. 2]. Существенной проблемой развития ряда городов Красноярского края в те годы являлось отсутствие генеральных планов, что в результате приводило при проектировании основных сооружений не к созданию единого архитектурного ансамбля, а к поиску свободных мест для застройки. В городах края расширялось строительство целых кварталов как по типовым проектам Академии архитектуры СССР, так и по работам местных архитекторов. Временные жилища барачного типа, построенные в годы войны, постепенно заменялись трех- и четырехэтажными кирпичными домами. В первой половине 1950-х были сданы в эксплуатацию ряд крупных объектов в городах и поселках края: речной вокзал в Красноярске, вокзал Красноярского аэропорта гражданского воздушного флота, дом связи в Шушенском и др. Ускорилось развитие сельского строительства. Например, расширялись и благоустраивались поселки Абаза, Большая Мурта, Дзержинский. Этот процесс, как сообщали газеты, закладывал начало ликвидации культурно-бытовых различий между городом и селом.

4

     Государственная регламентация. С середины 1950-х гг. в градостроительную практику Красноярского края впервые вошло крупнопанельное и крупноблочное строительство. Существенно изменились принципы архитектурно-строительного проектирования, которые стали регламентироваться директивными документами партии и правительства, одним из которых было постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» [34, с. 1]. В 1959 г. в Красноярске был построен первый пятиэтажный жилой дом на 80 квартир из пеносиликатных блоков (ил. 4).

    В целом по краю наблюдалась тенденция возведения не отдельно стоящих зданий, а комплексов взаимосвязанных учреждений, таких как медицинские и студенческие городки в Красноярске, Черногорске, Канске. К 1960 г. два проектных института – Ленинградское отделение ГипроНИИ Академии наук СССР и Сибцветметпроект Красноярского совнархоза, планировали завершить проект студенческого городка под Красноярском, в котором все здания проектировались полностью из сборных железобетонных конструкций (ил. 5).

5

     Заключение. Курс на индустриализацию Красноярского края, принятый партийным и советским руководством СССР в 1930-х гг., получил дополнительный экономический импульс в период войны, которым стали эвакуированные из оккупированных врагом районов страны промышленные предприятия. Военные годы отрицательно сказались на архитектурно-градостроительной деятельности края, нарушив планы мирного времени, затормозив процессы проектирования и строительства многих социально-культурных объектов в городах и сельских населенных пунктах. В послевоенный период, наряду с творческими и практическими поисками архитектурно-художественного образа советского города, основной тенденцией в регионах Сибири являлась усиливавшаяся государственная регламентация архитектурно-градостроительной деятельности.

 

Библиографический список

 

  1. Бурмакин А.С. Больше внимания новостройкам // Красноярский рабочий. – 1939. – № 29. – 5 февраля.

  2. Завод тяжелого машиностроения // Красноярский рабочий. – 1939. – № 251. – 1 ноября. – № 251 (6377). 1 ноября 1939 г.

  3. Мост через Енисей // Красноярский рабочий. – 1941. – № 112. – 15 мая.

  4. Строительство маслозаводов // Красноярский рабочий. – 1939. – № 167. – 23 июля.

  5. Черкашин П. Строительство дворца культуры в Боготоле // Красноярский рабочий. – 1939. – № 107. – 12 мая.

  6. Строительство дома скоростными методами // Красноярский рабочий. – 1939. – № 86. – 15 апреля.

  7. Каменное строительство в Игарке // Красноярский рабочий. – 1941. – № 2. – 3 января.

  8. Коротко // Красноярский рабочий. – 1939. –№ 155. – 9 июля.

  9. Коротко // Красноярский рабочий. – 1940. – № 148. – 28 июня.

  10. Генеральный проект Красноярска в Госплане РСФСР // Красноярский рабочий. – 1940. – № 292. – 18 декабря.

  11. Высокие темпы строительства – прямая помощь фронту // Красноярский рабочий. – 1942. – № 68. – 21 марта.

  12. IX Красноярская городская партийная конференция // Красноярский рабочий. – 1944. – № 8. – 11 января. – C. 2.

  13. Там же.

  14. Кусаков В. Строить лучше и быстрее! // Красноярский рабочий. – 1942. – № 31. – 6 февраля.

  15. Еремин А. Строительство индивидуальных жилых домов // Красноярский рабочий. – 1944. – № 63. – 29 марта.

  16. Восстановление закрытых изб-читален, клубов и домов культуры // Красноярский рабочий. – 1945. – № 9. – 3 января.

  17. Подготовка к строительству моста через Енисей и трамвая в Красноярске // Красноярский рабочий. – 1945. – № 170. – 22 августа.

  18. Богданович В. Рационализаторская мысль на стройке // Красноярский рабочий. – 1945. – № 232. – 17 ноября.

  19. Проект реконструкции краевого драматического театра // Красноярский рабочий. – 1946. – № 161. – 11 августа.

  20. Генеральная планировка Абакана // Красноярский рабочий. – 1946. – № 174. – 30 августа.

  21. Планировка города Красноярска // Красноярский рабочий. – 1947. – № 111. – 7 июня.

  22. Будущее нашего города // Красноярский рабочий. – 1948. – № 249. – 18 декабря.

  23. Речной вокзал в Красноярске // Красноярский рабочий. – 1949. – № 169. – 28 августа.

  24. Строится новая Дудинка // Красноярский рабочий. – 1946. – № 179. – 6 сентября.

  25. Коротко // Красноярский рабочий. – 1946. – № 235. – 24 ноября.

  26. Сборные фундаменты // Красноярский рабочий. – 1947. – № 48. – 8 марта.

  27. Генеральный проект с. Шушенского // Красноярский рабочий. – 1949. – №6. – 9 января.

  28. Кредиты на строительство жилых домов // Красноярский рабочий. – 1949. – № 26. – 8 февраля.

  29. Новый Красноярск // Красноярский рабочий. – 1948. – № 249. – 12 декабря.

  30. Дома-коттеджи // Красноярский рабочий. – 1946. – № 194. – 27 сентября.

  31. Проект парка культуры и отдыха // Красноярский рабочий. – 1949. – № 117. – 17 июня.

  32. Степанов Г. За высокоидейные и художественные произведения архитектуры // Красноярский рабочий. – 1950. – № 106. – 28 мая.

  33. Об устранении излишеств в проектировании и строительстве // Красноярский рабочий. – 1955. – № 267. – 11 ноября.

  34. У крупноблочного домостроения большое будущее // Красноярский рабочий. – 1959. – № 255. – 28 октября.

  35. Вышегородцева Л. Солнечный город // Красноярский рабочий. – 1949. – № 141. – 17 июня.