74+747:728
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2005
ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ И ДИЗАЙНА КОРПУСНОЙ МЕБЕЛИ ДЛЯ ЖИЛЫХ ИНТЕРЬЕРОВ В РОССИИ В ХХ – НАЧАЛЕ ХХI В.

Давыденко С.А. доцент

Сергиенко А.М. доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассматриваются этапы эволюции изделий корпусной мебели в России в двадцатом — начале двадцать первого века, роль и место корпусной мебели в жилой интерьерной среде. Выполнен анализ причин смены стилей мебели в интерьере и причины трансформации ее формы. Рассмотрена роль материалов и технологий в формообразовании корпусной мебели. Проведен анализ современных тенденций стилеобразования жилого интерьера и степень участия в этом процессе предметов корпусной мебели. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о роли и месте корпусной мебели в современном жилом интерьере.

Ключевые слова: корпусная мебель, конструкция и формообразование, дизайн интерьера, периодизация стилей.

Корпусная мебель занимает значительную нишу на рынке мебельных изделий для жилого интерьера. В интерьерном пространстве она играет активную роль, как функциональную, так и эстетическую, без мебельных изделий, в том числе предметов корпусной мебели, сегодня невозможно функционирование любого интерьера.

Корпусная мебель имеет богатую историю. Несколько тысячелетий эволюции этого вида мебели привели к появлению обширного ассортимента такого вида изделий различного функционального назначения и разных стилевых решений.

На примере изделий корпусной мебели изменение форм мебельных изделий прослеживается наиболее четко. Трансформация происходила на двух уровнях: первой причиной трансформации было изменение конструктивной схемы и внедрение новых материалов, второй - изменение стилевого решения, в том числе способов декоративной отделки.

Конструктивная схема мебели напрямую зависит от применяемых материалов. Традиционно основным материалом для изготовления корпусов и фасадов была натуральная древесина, из которой изготавливались детали брусковой, щитовой или рамочно – филеночной конструкции, а способы соединения деталей из натуральной древесины были известны несколько тысяч лет назад, и принципиально не изменились до настоящего времени, изменилась только технология изготовления соединений.

Стилистическое же решение мебели, в том числе корпусной, всегда было тесно связано с доминирующими архитектурными стилями, и смена стилей неизбежно отражалась на форме и декоре мебели.

В периодизации стилей и форм корпусной мебели можно выделить два этапа:

Первый этап — от античных времен до конца девятнадцатого века.

Второй этап – начало двадцатого века – наше время.

Российское мебельное производство в части стиле и формообразования, традиционно было тесно связано с европейским мебельным искусством. Помимо самобытной мебели, которую изготавливали русские мастера, все основные исторические европейские стили оказались востребованы на мебельном рынке России, и немало мебельных изделий, выполненные в исторических стилях, и чей возраст насчитывает две – три сотни лет, сохранились до наших дней [1,2,9].

Исторические стили, как правило, сменяли друг друга постепенно, путем добавления нового к существующей форме. Каждый следующий стиль, как правило, имел связь с предыдущим стилем и в любом историческом стиле европейской мебели мы можем найти заимствования из предшествующего стиля, среди которых наиболее востребованными для подражания были греческий классицизм и римский (романский) стиль. В определенные периоды истории на формообразование и стиль мебельных изделий оказывали влияние этнические стили (Египет, Китай, Япония и т. д.), что, в общем, не привело к радикальной трансформации формы изделий, принеся новые приемы, в основном, в стилевое решение и способы декорирования.

Объединяет корпусную мебель различных стилей первого этапа тесная связь с традиционными архитектурными стилями, которые, в свою очередь, объединены общей философской идеей, основанной на религиозных воззрениях. Общность исторических архитектурных стилей позволила С.О. Хан - Магомедову выдвинуть идею о двух «глобальных стилях» - «Традиции» и «Современности», которые обладают резко отличающимися друг от друга принципами формообразования [3].

Исторические стили мебели также вполне возможно объединить в один этап эволюции мебельных изделий, в том числе корпусной мебели. Объединяющим началом поиска формы и дизайна мебельных изделий было следование композиционным приемам, (архитектурным канонам) ордерной системы: вертикально ориентированная (высотная) композиция, симметрия, заимствования декоративных деталей из дворцовой и храмовой архитектуры (рис.1).

Рис.1 Т. Чиппендейл. Проект книжного шкафа 1762г.

Рис.1 Т. Чиппендейл. Проект книжного шкафа 1762г.

Второй этап периодизации формообразования и стилей - «современный», сформировался в России в начале двадцатого века. Он характеризуется пересмотром всех традиционных воззрений и отходом от жестких норм христианской философии и традиционной культуры. Этот период истории стал рубежом, который определил коренные изменения во многих сферах человеческой деятельности в передовых странах мира. Происходит взрывной рост промышленного производства, быстрое развитие станкостроения, в том числе для деревообрабатывающей отрасли, начинается серийное изготовление разнообразных изделий из металла, пластмассы, стекла – новых материалов, которые прочно вошли в мебельную отрасль.

В России в этом втором, «современной» этапе, в свою очередь, можно определить несколько периодов:

- первый период: начало двадцатого века — середина тридцатых годов;

- второй период: середина тридцатых — конец пятидесятых годов;

- третий период: конец пятидесятых – середина девяностых;

- четвертый этап: середина девяностых – наше время

 

Период первый. В России большие изменения в мебельном производстве произошли в результате смены общественно – экономической формации в 1917 году. В архитектурном проектировании на смену популярному модерну пришли рационализм и конструктивизм – стили, абсолютно непохожие на предшествующие архитектурные стили [4]. Новые архитектурные идеи не могли не повлиять на стилистику мебели. В области проектирования мебельных изделий, на волне тотального отрицания «старого мира», начался активный поиск новых форм и конструктивных решений. Идеология нового стиля отрицала использование традиционных методов формообразования и декора, эстетику изделия должна была определять сама конструкция. В это время произошла вынужденная переориентация мебельных предприятий от узкого круга состоятельного сословия, как основного заказчика, на потребности широких народных масс. Востребованной оказалась недорогая мебель простых форм, легкая и компактная.

Новым для мебельной отрасли в этом периоде стало появление государственных мебельных фабрик, (например трест Мосдрев), и возникновение государственных творческих объединений, например – ассоциация новых архитекторов - АСНОВА, члены которых занимались, в том числе, проектированием мебели для жилья небольшой площади. Свой вклад в продвижение новых идей внесли архитекторы и художники – члены объединения ВХУТЕМАС [5, 11]

Корпусная мебель этого периода характеризуется простотой формы, основным приемом формообразования стала композиция из плоских деталей (столярного щита). В своих творческих поисках проектировщики решительно отказались от классических композиционных приемов в пользу свободных композиций из деталей простой геометрии, лишенных декора. Популярным приемом в мебельном деле стало проектирование крупных мебельных объектов из нескольких блокированных секций (рис.2). Также оказалась чрезвычайно востребованной мебель встроенная и трансформируемая, предназначенная для компактного жилья.

Рис.2   Е. Семенова шкаф — перегородка. 1925г

Рис.2 Е. Семенова шкаф — перегородка. 1925г

К сожалению, многие авангардные проекты остались на бумаге, так как политические и экономические потрясения, уровень технологий и неразвитость отрасли мебельного производства двадцатых – годов не позволял качественно воплотить проектные идеи в материале.

Тем не менее, ценность этого периода заключается в большом количестве идей и находок конструктивистов, давших толчок творческим поискам новых форм мебели, как в России, так и в зарубежных странах, а также в том, что к его завершению, в результате теоретических поисков и практики изготовления корпусной мебели, были сформулированы универсальные требования к проектируемым объектам, актуальные и в настоящее время: габариты мебельных изделий должны соответствовать параметрам жилого помещения, должна быть учтена возможность перестановки, проектирование корпусной мебели должно производиться с учетом антропометрических характеристик человека и с учетом санитарных норм [6].

 

Период второй. Середина тридцатых — конец пятидесятых годов. В Советском Союзе этот период характеризуется отказом от новаторских фантазий и поисками нового художественного образа «первого в мире общества социальной справедливости» [6,11]. Этот поворот проводился под тотальным государственным контролем и в соответствии с идеологическими и художественными предпочтениями руководства государства. Высокими темпами по всей стране разворачивается строительство жилья с увеличенной площадью проектируемых квартир, соответственно появляется запрос на мебель, в своем стилевом решении соответствующую масштабам помещений и архитектуре зданий [7].

В мебельной отрасли происходит поворот от конструктивизма в сторону исторических стилей, прежде всего ар — деко и, в большей степени, ампира и позднего классицизма. Корпусная мебель этого периода более массивна и декорирована резными и точеными элементами, основным материалом для ее производства снова становится натуральная древесина, преимущественно ценных пород (рис.3,4).

Рис.3 Шкаф платяной 1950г.  Рис.4 Шкаф книжный 1950г.

Корпуса изделий имеют рамочно – филеночную шкаф конструкцию, либо изготавливаются из столярного щита, фасадная часть – рамочно – филеночной конструкции. Задние стенки шкафов и дно ящиков изготавливаются из трехслойной фанеры. Изделия больших габаритов выполняются в сборно – разборном варианте, с использованием металлических резьбовых стяжек (рис.4). Во многих крупных городах Советского Союза строятся мебельные фабрики, выпускающие продукцию крупными сериями. При фабриках организуются конструкторские отделы. происходит переход к коллективному проектированию мебельных изделий.

Второй период эволюции формообразования мебели СССР стоит особняком в ряду периодизации мебельных изделий и не вписывается в логику общемировой эволюции мебели, где в это время доминировал модернизм и продолжались творческие эксперименты с поиском новых форм и внедрением новейших технологических достижений.

Тем не менее, ценным итогом этого периода являются технологические наработки в производстве мебели и большой фонд изделий, выполненных, преимущественно, из натуральной древесины твердых пород. Многие изделия хорошо сохранились до нашего времени и пользуются высоким спросом у ценителей мебели этих стилей [8].

Период третий. Конец пятидесятых – конец восьмидесятых. В этом периоде в СССР происходит переход к индустриальному домостроению. Города застраиваются типовыми панельными жилыми зданиями, с минимализацией площади и высоты квартир. Соответственно, возникла необходимость проектирования и изготовления компактных мебельных изделий, что возродило интерес к экспериментам проектировщиков двадцатых - тридцатых годов. В это время происходит переход к крупносерийному производству мебели, разрабатывается и внедряется нормативная документация, появляются такие понятия, как стандартизация, унификация, модульность.

 

В начале шестидесятых годов по решению правительства СССР создается ВПКТИМ (Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели), в котором разрабатываются типовые проекты мебельных изделий, внедряются новые технологии производства, исследуются и сертифицируются мебельные изделия и материалы, используемые в их производстве. Решение корпусной мебели этого периода в СССР полностью подчинено идее функционализма. Внутреннее наполнение хорошо продумано и рационально. Большую популярность получают шкафы – стенки, составляемые из нескольких модульных секций, которые сочетают закрытые дверцами емкости и открытые полки (рис.5).

Рис 5.«Стенка». Восьмидесятые годы 20 века

Рис 5.«Стенка». Восьмидесятые годы 20 века

Функциональное назначение секций разнообразно и предусматривает хранение одежды, книг, посуды и других вещей [9, 11].

В конструкцию корпусной мебели активно внедряются детали из древесных плит (ДСтП) и ДВП, которые к этому времени приобрели приемлемые характеристики, был разработан государственный стандарт на эти материалы и наработаны технологии их отделки — оклеивание пластиком, шпоном или текстурными пленками с последующим лакированием. Из древесных плит стали изготавливать корпуса, полки и фасады [9, 10, 11].

Преимущества древесностружечных плит - их дешевизна, стабильная геометрия и возможность изготавливать детали крупного формата - позволили быстро вытеснить материалы с похожими параметрами, но более дорогие – столярные щиты и фанеру. Для декорирования фасадной части стали использовать разнообразные накладные элементы, металлические, пластмассовые или деревянные, которые обычно имитировали рамочно — филеночную конструкцию. Появилась технологическая возможность изготавливать мебельные фасады из ЛДСП с частичным остеклением. Советские предприятия наладили выпуск четырехшарнирных мебельных петель, которые пришли на смену рояльным петлям.

В типологии корпусной мебели в этом периоде появляется градация на секционную - состоящую из одной секции – законченного изделия (или изготавливаемую в виде набора из нескольких секций, составляющих единое изделие), стеллажнуюсобираемую из опорных вертикальных стоек и горизонтальных полок, универсально - сборную мебель, представляющую собой комбинацию из унифицированных элементов, что предполагает большую вариабельность дизайнерских решений. Все эти виды корпусной мебели объединяло то, что разрабатывались они с учетом крупносерийного производства и были максимально унифицированы (рис.6).

Рис.6 Кухонный гарнитур. Семидесятые годы 20 века

Рис.6 Кухонный гарнитур. Семидесятые годы 20 века

Несмотря на развитую отрасль мебельного производства СССР, на рынке мебельной продукции существовал дефицит, ассортимент выпускаемой продукции этого периода был весьма ограничен, и государственные предприятия, в условиях отсутствия конкуренции, не были заинтересованы во внедрении новых дизайнерских разработок, выполнявшихся на вполне высоком уровне и не уступавшим проектам мебельным изделиям из зарубежных стран [6,12].

В числе позитивных итогов этого периода осталась серьезная нормативная база в области стандартов качества, безопасности и эргономичности выпускаемой мебели, во многом актуальная до настоящего времени.

 

Период четвертый. Середина девяностых – наше время. Начало этого периода сопровождалось разрушением единого государственного строительного комплекса СССР и государственных проектных институтов, появлением множества частных строительных организаций. В сложившихся рыночных условиях возникла большая вариабельность по стилевому решению жилых зданий и габаритов проектируемых в них квартир. Отдельным направлением становится строительство индивидуальных жилых домов. Возникают частные архитектурные мастерские, специализирующиеся, как на проектировании зданий, так и на разработке проектов интерьеров. Проектирование интерьеров становится отдельной востребованной специальностью.

В России, в связи с утратой государственного заказа, многие мебельные фабрики прекратили свое существование, часть производств была приватизирована и продолжила свою деятельность с ориентацией на реализацию продукции через предприятия торговли. В то же время на мебельном рынке возникло большое количество предприятий среднего и малого бизнеса, обладающего высокой мобильностью и нацеленной на индивидуального заказчика. Сегодня в России действует порядка пятидесяти тысяч мебельных фабрик. Рынок мебели в России стал наполняться, также, мебельными изделиями из зарубежных стран, с которыми местные производители вынуждены конкурировать [12, 13].

Позитивным моментом, повлиявшим на повышение качества производимой продукции, стало появление на рынке России современных мебельных комплектующих, отечественных и зарубежных, предназначенных для сборки, функционального наполнения и декорирования мебели, а их производство превратилось в отдельную высокодоходную отрасль.

Конструкция корпусной мебели принципиально не изменилась, при этом основную долю материалов для изготовления корпусов, благодаря низкой стоимости, современным технологиям раскроя, высокой технологичности и скорости изготовления, заняли ЛДСП. Изготовление фасадов для корпусной мебели также превратилось в отдельное направление, что позволило наполнить рынок большим ассортиментом мебельных фасадов из различных материалов (натуральной древесины, МДФ, стекла и других) и богатой цветовой палитры.

Обзор рынка корпусной мебели показывает присутствие не нем серийной продукции эконом класса, рассчитанной на массового покупателя, мебели среднего ценового сегмента и высокой ценовой категории, импортной и отечественной, которая изготавливается, как серийно, так и по индивидуальным проектам [13, 14].

Большую долю изготавливаемой корпусной мебели занимают изделия, выполненные по индивидуальным заказам, согласно дизайнерскому проекту интерьера, в том числе шкафы — купе, кухонные гарнитуры, шкафы — стенки. В связи с этим возросла степень участия в проектировании мебели профессиональных дизайнеров интерьеров, задающих такие параметры мебели, как стиль и функциональное решение, габариты и конфигурацию, материал и фактуру, цветовое решение (рис.7). При этом главным критерием качества мебели является ее функциональность.

Рис.7 Кухонный гарнитур. 2022г.

Рис.7 Кухонный гарнитур. 2022г.

Стилевые решения при этом весьма разнообразны. Анализ архитектурно — дизайнерских проектов интерьеров, представленных в специализированных журналах и на сайтах, показывает высокую востребованность функционализма в разных его направлениях [13.14]. Тем не менее, у части заказчиков проектов интерьеров популярной остается мебель, стилизованная под исторические стили, чаще всего классицизм.

Трансформируемая корпусная мебель, истоки проектирования которой в России находятся в двадцатых годах двадцатого века, и которая была актуальна в период массового строительства малогабаритного жилья, в современных условиях вышла на новый технологический уровень и оснащается механизмами трансформации высокого качества. Перспективным направлением в художественном конструировании трансформируемой мебели является агрегатирование ее с различными современными техническими устройствами, в том числе с электрическим приводом и дистанционным управлением трансформацией.

Отличительной чертой четвертого периода в России становится активное внедрение в процессы производства корпусной мебели цифровых технологий, в том числе, как на этапе проектирования, где дизайнеры и конструкторы пользуются компьютерными программами для поиска решения мебели и определения ее оптимальной конструкции, подбора фурнитуры и расчета стоимости изделий, так и на стадии изготовления, где используются станки с ЧПУ, применяемые, например, для раскроя древесных плит или высококачественной и сложной обработки деталей из натуральной древесины и древесных плит. Цифровизация мебельной индустрии, очевидно, становится главным трендом последних лет.

Еще одной характерной особенностью этого периода, которую следует отметить, стало встраивание мебельной отрасли России в глобальный рынок. На сегодняшний день форма участия мебельного сектора промышленности, заключается, к сожалению, в основном, в экспорте сырья и импорте оборудования, материалов и фурнитуры.

Глобалистские тенденции проявляется также в формообразовании и стилевом решениях мебели. Государство полностью отказалось от идеологического воздействия на строительную отрасль и мебельное производство, и поэтому основное влияние на них оказывает мировой рынок с его трендами моды. Сегодня мебель, изготовленная в России, ничем не отличается от аналогичной по функции мебели, произведенной в других странах (рис.8).

Рис.8 Шкаф встроенный. 2022г.

Рис.8 Шкаф встроенный. 2022г.

Этому способствует сложившееся в последние десятилетия единое мировое информационное пространство, ресурсами которого легко могут пользоваться дизайнеры интерьеров и мебели, а также регулярно проводимые международные конкурсы и выставки, задающие новые модные тренды [13,14].

Анализ этапов развития производства корпусной мебели в России и эволюции формы позволил сделать ряд следующих выводов:

  1. На эволюцию формообразования и дизайн корпусной мебели в России, в ее советский период истории, исключая первый этап, решающее влияние оказывали экономическое состояние, идеология и культурные предпочтения руководства страны. Это влияние проявлялось в резких сменах стилей и форм изделий.

  2. Форма и дизайнерское решение корпусной мебели зависит от таких параметров, как габаритные размеры помещений и стилевое решение жилых интерьеров.

  3. Причинами изменения форм корпусной мебели являлись также такие факторы, как уровень развития технологий, доступность конструкционных и отделочных материалов и мебельной фурнитуры.

  4. Каждый из периодов развития мебельного производства в России внес свой ценный вклад в развитие форм и стилей корпусной мебели, наследие этих периодов востребовано и актуально и в современных условиях.

  5. На идеологию проектирования и формообразование мебельных изделий большое влияние оказало встраивание мебельной отрасли России в мировые тренды, массовый переход проектировщиков на технику компьютерного моделирования, внедрение профессиональных программ для проектирования, как интерьеров, так и мебели.

  6. Мебельные производства становятся все более гибкими и способны производить мебель под конкретного покупателя и в сжатые сроки.

  7. Возрастает востребованность качественной трансформируемой мебели, что связано с высоким спросом на малогабаритное недорогое жилье в России.

  8. Одним из важных критериев качества становятся экологические показатели, поиск технологических решений, ведущих к снижению содержания вредных примесей, поступающих окружающую среду при эксплуатации мебели.

  9. Перспективными направлениями производства корпусной мебели, в том числе трансформируемой, являются насыщение дополнительными функциями (бытовой электротехникой, электроприводами, дистанционным управлением трансформации).

 

Библиографический список

  1. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины. Москва. Высшая школа, 1987. - 191с.

  2. Соболев Н.Н. Стили в мебели. Москва. ТОО «Сварог», 1939.- 350с

  3. Хан-Магомедов С. О. ХХ век в структуре тысячелетий / Советское наследие и европейский модернизм. Берлин, 2007. С 29 - 34.

  4.  Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда : Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения. — Москва, 1996 – 709 с.

  5. Михайлов С.М. История дизайна. Т. 1– Москва. Союз дизайнеров России, 2002.- 277с.

  6. Колосова И.И. Удод М.А. Влияние архитектурных стилей на дизайн мебели в России в 20 – начале 21 века. Томск. ТГАСУ, 2013. - 96с.

  7. Хан-Магомедов С.О. Сталинский ампир. Проблемы, течения, мастера. Архитектура сталинской эпохи: опыт исторического осмысления. Москва. Ком Книга, 2010. С 10 – 25.

  8. Баяр О. Г. Блашкевич Р.Н. Квартира и ее убранство Москва. Гос. изд-во по строительству, архитектуре, строительным материалам, 1962. – 111с.

  9. Барташевич А.А. Конструирование мебели. Минск. Высшая школа, 1988. – 256с.

  10. Журавлева Л. Н. Технология композиционных материалов и древесных плит. – Лесосибирск: филиал СибГУ в г. Лесосибирске, 2017. – 184с

  11. Семенов А. В. Дизайн мебели в СССР: проектирование и производство (1920—1980-е гг.). Санкт-Петербург, 2019. – 264с.

  12. Мебельщик Сибири. Электронный журнал. 2022гг. URL:http://www.mebelsib.biz

  13. ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН. Электронный журнал. 2023г. URL: www.interior.ru.

  14. ДОМ & ИНТЕРЬЕР. Электронный журнал. 2023г. URL:www.dominterier.ru.

 

EVOLUTION OF SHAPING AND DESIGN OF CASE FURNITURE FOR RESIDENTIAL INTERIORS IN RUSSIA IN THE XX - BEGINNING XXI CENTURY

Davydenko S.A., Associate Professor

Sergienko A.M. Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article discusses the stages of evolution of cabinet furniture products in Russia in the twentieth - early twenty-first century, the role and place of cabinet furniture in a residential interior environment. The analysis of the reasons for the change in furniture styles in the interior and the reasons for the transformation of its shape is carried out. The role of materials and technologies in the shaping of cabinet furniture is considered. An analysis of modern trends in the style of residential interior design and the degree of participation in this process of cabinet furniture was carried out. The conducted research allows to draw a conclusion about the role and place of cabinet furniture in a modern residential interior.

Key words: cabinet furniture, construction and shaping, interior design, periodization of styles.