Раздел
УДК: 747:725
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2003
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРОВ ДОСУГОВЫХ КЛУБОВ НА ПРИМЕРЕ НАУЧНОГО КЛУБА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА "СИРИУС"

Духанина Е.С. аспирант

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассмотрены современные принципы планировочной организации зданий досуговых клубов. Особое внимание в статье уделено проектированию универсального зала в зданиях малых клубов. Выявлены архитектурные приемы, с помощью которых пространство зала можно трансформировать под любой сценарий. В статье рассматриваются дизайн-проекты учащихся образовательной программы «Дизайн. Интерьерное и средовое проектирование», выполненные в Образовательном центре «Сириус».

Ключевые слова: здания клубов, досуговый клуб, научный клуб, интерьер научного клуба, организация пространства клуба.

Сеть клубных зданий – это уникальная система доступного созидательного досуга, созданная в России. Это единственная в мире сеть социокультурных зданий разного масштаба. Дома культуры и клубы строились по всей стране в сердце районов и сёл и были их прогрессивными и общественными центрами. Прямо или косвенно они влияли на важнейшие показатели развития общества: культуру, науку, спорт и образование [1, с.8].

Сеть клубных учреждений функционирует до сих пор, однако стали появляться и новые современные формы. Среди учреждений досуга наиболее часто встречаются такие формы клубов, как досуговые и молодежные центры, научные клубы. В связи с популяризацией науки в обществе научные клубы стали действительно необходимостью, их открывают при крупных университетах для молодежи, а также формируются локальные научные клубы для школьников. Основная функция научного клуба – познакомить молодых людей с наукой, развивать пытливость ума и раскрыть возможности научной сферы, в случае студенческих научных клубов – воспитать пре-кадровый резерв.

Современные типы клубного здания, в том числе и научные клубы, основываются на следующих принципах:

  1. Современный клуб — место для развития, где собраны модные и востребованные форматы интеллектуального и творческого досуга (лектории, проектные лаборатории, хабы и др.)

  2. Современный клуб – площадка для образования, развития собственных творческих идей, создания стартапа или формирования команды для будущего дела (коворкинг, зоны для мастер-классов, рабочее пространство и др.)

  3. Современный клуб – место для «тусовки», выстраивания социальных связей, общения с единомышленниками и профессионалами в разных областях, возможность организации совместных выставок и просмотров (зоны отдыха, кафетерий или антикафе и др.)

  4. Современный клуб – место для культуры, где формируются ценности поколения [2, с.3-5].

В архитектуре и дизайне молодежного центра важно отразить эти принципы, прежде всего показать, что это творческое пространство для молодых людей. В проектах современных клубных зданий сформировалась тенденция к трансформации зрелищной части в сторону универсального событийного пространства, приоритет в проектировании отдается студийно-кружковым помещениям и развлекательному формату.

В планировочной организации современного клуба можно выделить следующие функциональные зоны:

  • Зрелищная часть (универсальный или зрительский зал, который служит для проведения масштабных мероприятий: концертов, лекций, творческих встреч и пр.)

  • Помещения универсального назначения (как правило меньшей площади, чем универсальный зал; это могут быть холлы, небольшие конференц-залы, также способные выполнять несколько функций одновременно: место проведения мастер-классов, выставок, литературная гостиная, соревнования по шахматам и т.д.);

  • Клубная часть (студийно-кружковые помещения, лекционно-информационные пространства, зоны отдыха и пр.);

  • Служебно-бытовые помещения.

В новых зданиях малых клубов1 проектируют один большой универсальный зал (пространство событий), в котором и происходят все важные события: лекции, мастер-классы, литературные вечера, защиты проектов, досуговая деятельность, дискотеки и игры. Однако уместить все эти активности в единственное пространство достаточно сложно. Важно спроектировать универсальное творческое пространство для молодых людей, которое могло бы легко с помощью доступных средств меняться под разные сценарии.

Необычным примером малого клуба служит «научный» клуб на территории Образовательного центра «Сириус» (далее ОЦ). Это неофициальное название площадки, расположенной на территории кампуса для учащихся ОЦ. Изначально кампус «Сириуса» был гостиницей, построенной для Зимних Олимпийских игр 2014, а здание научного клуба – бывший ночной клуб. Функция этого здания была сразу определена – ребятам не хватало своего творческого пространства, где они могли бы заниматься креативной деятельностью. Однако существует особенность – в планировочной организации клуба только один большой зал, которое и служит универсальным событийным пространством. Учащимся образовательной смены «Дизайн. Интерьерное и средовое проектирование», реализованной 1-24 декабря 2021 года совместно Новосибирским государственным университетом архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова и Образовательным центром «Сириус», было предложено разработать дизайн-концепцию интерьера научного клуба. На примере получившихся проектов рассмотрим приемы трансформации пространства для различных сценариев.

Проект «Хамелеон»

Один из приемов, с помощью которых можно создать трансформирующее многофункциональное пространство – использование модульной мебели. Идея интерьера – это его способность меняться как хамелеон. Основой для изменения служит модульная мебель, которая расставляется в зале в зависимости от разных сценариев использования. Само пространство зала имеет футуристический дизайн. Стены, пол и потолок представляют единое целое, тем самым зал визуально представляется светлым и просторным (рис.1).

Интерьер научного клуба Образовательного центра "Сириус"

Рис. 1. Интерьер научного клуба Образовательного центра "Сириус" (личный архив автора).

Мебель, предложенная командой «Хамелеон», состоит из трех основных модулей: хамелеон, пена и улитка (рис.2). Все эти названия объединены морской тематикой, однако каждый модуль несет свое назначение в пространстве. Модуль «хамелеон» служит жестким каркасом с мягким пуфом внутри, который можно использовать как элементы для сбора сцены любого размера и формы. Еще одна функция модуля – дополнительные места для сидения во время мероприятий. Модуль «пена» состоит из двух элементов - полукруглого и цилиндрического пуфов, которые при стыковке образуют один диванчик на небольшую группу людей. Модуль «улитка» состоит из подушек разной длины, которые можно закручивать как удобно пользователю и создавать индивидуальные места отдыха. В развернутом виде подушки используются для амфитеатра.

Модульная мебель для проекта научного клуба Образовательного центра "Сириус"

Рис. 2. Модульная мебель для проекта научного клуба Образовательного центра "Сириус" (личный архив автора).

В планировочном решении зала можно выделить несколько зон: «пространство событий» (зона проведения лекций, выставок, событий), зона отдыха, зона мультимедиа амфитеатра, зона кафетерия (рис. 3). «Пространство событий» организуется с помощью модульной мебели, при необходимости можно использовать выставочное оборудование для выставок или защит проектов. Амфитеатр представляет собой ступени, на которых можно сидеть или лежать, слушать лекции, устраивать выступления.

Планировочное решение научного клуба Образовательного центра "Сириус"

Рис. 3. Планировочное решение научного клуба Образовательного центра "Сириус" (личный архив автора).

Проект «THET»

Еще одним интересным решением трансформации пространства служит использование мобильных элементов интерьера: перегородки, амфитеатры или сцена. Мобильные перегородки являются достаточно распространенным решением, они могут быть глухими, стеклянными или выполненными из ткани.

Основной идеей этого пространства является выдвигающаяся сцена. В проектах современных зрительных залов часто встречается решение, при котором сцены как таковой нет, она находится на одном уровне со зрительными местами. Такой прием как раз позволяет использовать зал в качестве универсального пространства. Однако иногда сцена становится необходимой, в таком случае концепция выдвигающейся сцены становится актуальной.

В пространстве научного клуба, где есть небольшое событийное пространство, выдвигающаяся сцена решает ряд сложных задач: экономия пространства и визуальное увеличение объема помещения. В проекте THET предусмотрено несколько сценариев использования зала: массовое мероприятие (лекция, защита проектов, концерт), работы в группах и небольшие локальные события (ярмарка, литературный вечер).

Кроме выдвигающейся сцены в зале есть мобильные перегородки, которые позволяют дополнительно разделять пространство зала на несколько изолированных пространств для работ в малых группах (рис. 4). Перегородки двигаются на рельсах и складываются в смежные с залом технические помещения.

Планировочное решение научного клуба Образовательного центра "Сириус". Слева-направо: планировочное решение зала при массовом мероприятии; планировочное решение зала при работе в группах

Рис. 4. Планировочное решение научного клуба Образовательного центра "Сириус". Слева-направо: планировочное решение зала при массовом мероприятии; планировочное решение зала при работе в группах (личный архив автора).

Интерьер зала решен в светлых тонах с использованием геометрического паттерна на стенах. Также присутствуют фиолетовый и бирюзовый цвета – это цвета, которые использует ОЦ «Сириус» в дизайн-коде. На визуализации (рис.5) также можно увидеть антресольный этаж, который вмещает в себя дополнительные функции – небольшую библиотеку и индивидуальные рабочие места за компьютером.

Дизайн-концепция интерьера научного клуба Образовательного центра "Сириус"

Рис. 5. Дизайн-концепция интерьера научного клуба Образовательного центра "Сириус" (личный архив автора).

Проект «Конструктор»

Тема конструктора раскрывается в проекте с разных сторон. Во-первых, конструктор отсылает в детство к игре. Словно конструктор зал можно «собирать» под разные сценарии. Во-вторых, конструктор ассоциируется с яркими геометрическими фигурами или объемами, которые легли в основу дизайна интерьера научного клуба.

В этом проекте было решено оставить большое пространство зала открытым, чтобы обеспечить удобный доступ к смежным помещениям, в которых также есть свои активности. Для удобства использования пространства зала было предусмотрено несколько сценариев расстановки мебели: для концертов и публичных выступлений, для выставок, для мастер-классов и работ в группе (рис. 6).

Варианты сценарного использования событийного пространства научного клуба Образовательного центра "Сириус"

Рис. 6. Варианты сценарного использования событийного пространства научного клуба Образовательного центра "Сириус" (личный архив автора).

Необычным решением в этом проекте стало оформление сцены. Она не имеет объема и выделена только цветом. На фоне лаконичной стены ярко-фиолетовое «пятно» сцены отлично выделяет её во всем пространстве, и посетителям будет легко ориентироваться. Несмотря на то, что сцена не представляет собой пространственную конструкцию, она является важным элементом интерьера, который имеет визуальный объем и является дизайнообразующим при любом сценарии использования, публичные выступления (рис. 7) или выставка (рис.8).

Интерьер научного клуба Образовательного центра "Сириус", публичные выступления или концерт

Рис. 7. Интерьер научного клуба Образовательного центра "Сириус", публичные выступления или концерт (личный архив автора).

Интерьер научного клуба Образовательного центра "Сириус", выставка

Рис. 8. Интерьер научного клуба Образовательного центра "Сириус", выставка (личный архив автора).

В проектах, рассмотренных в статье, авторы выполнили ряд сложных задач: выполнили перепланировку существующего здания, продумали современный функционал здания и предложили дизайн-концепцию интерьера научного клуба.

При организации пространства малого клуба следует обратить внимание на несколько аспектов: зрелищная часть, представленная одним залом, должна быть мобильная и универсальная, способная быстро меняться не только под нужные сценарии, но и под различные другие возможные функции этого здания; холлы, рекреации или коридоры также можно использовать для активностей – в них можно разместить выставки, зоны отдыха, устраивать небольшие гостиные; студийно-кружковые и лекционные помещения в малых клубах должны быть взаимозаменяемые и также носить универсальный характер.

Общей рекомендацией для создания интерьера досугового учреждения можно назвать стремление к созданию универсальности во всех проектируемых пространствах, не только в зрительном зале. Чтобы не нагружать зал множеством функций, необходимо использовать и другие дополнительные пространства: холлы, рекреации, коридоры. Также оптимальным решением послужит проектирование антресоли, если это позволяет высота зала. Антресоль может также реализовать ряд функций, необходимых клубу.

Можно выделить два основных подхода для проектирования интерьера малого клуба:

  1. Использование строгого, лаконичного дизайна с акцентом на модульную мебель. В таком случае сцены как таковой может не быть, либо она может быть ярким акцентом в интерьере, выделенным цветом, материалом или фактурой. При таком подходе пространство меняется за счет элементов мебели.

  2. Создание помещения-трансформера за счет выдвижных элементов: сцены или перегородок. В таком случае пространство меняет свою конфигурацию и выглядит каждый раз по-разному.

 

Библиографический список

  1. Боев А., Наугольнова Д. Идентичность в типовом. Прошлое, настоящее и будущее системы домов и дворцов культуры в России. – Екатеринбург: TATLIN, 2021. – 296 с.

  2. Современные принципы работы молодежного центра. [Электронный ресурс] – URL: https://rcmipp.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2250723.pdf

 

1 Малые клубы считаются клубами вместимостью от 50 до 250 посетителей (Д1), согласно Справочному пособию к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование клубов», Москва Стройиздат 1991,

 

INTERIOR DESIGN FOR LEISURE CLUBS ON THE EXAMPLE OF THE SCIENTIFIC CLUB OF THE EDUCATIONAL CENTER "SIRIUS"

 

Dukhanina E.S. Graduate Student

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article considers the modern principles of the planning organization of buildings of leisure clubs. Particular attention is paid to the design of a universal hall in the buildings of small clubs. Architectural techniques have been identified, with the help of which the space of the hall can be transformed for any scenario. The article discusses the design projects of students of the educational program “Design. Interior and Environment Design”, made in the Educational Center “Sirius”.

Keywords: club buildings, leisure club, science club, science club interior, club space organization.