УДК 727(571.151-25)
DOI 10.37909/2542-1352-2023-1-1003
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА В МАЛОМ ГОРОДЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ГОРНО-АЛТАЙСКА

Булгач Р.В., кандидат архитектуры, доцент

Гамалей А.А., кандидат архитектуры, доцент

Первутинская О.Е., архитектор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В данной статье на основе государственных программ и постановлений Правительства Российской Федерации рассматривается ряд проблем, сложившихся в сфере развития архитектуры и строительства объектов культуры и творчества, и проводится анализ мероприятий государственной политики, цель которых – решить выявленные проблемы.

Одним из масштабных проектов реализации государственной социокультурной политики в РФ является создание многофункциональных культурных центров (МФКЦ) в малых городах России. В частности, в Республике Алтай среди стратегических приоритетов в области культуры выделяют развитие разнообразных форм культурной деятельности и реализацию перспективных творческих проектов, включая создание современного культурно-развлекательного центра в столице республики городе Горно-Алтайске.

Таким образом, в статье обосновывается актуальность размещения многофункционального культурного центра в городе Горно-Алтайске, приводятся аргументы по выбору территории, рассматривается градостроительная ситуация города в целом и выбранных участков в частности. Производится оценка окружающей застройки и выявляются проблемные участки.

Ключевые слова: многофункциональный культурный центр, МФКЦ, градостроительный анализ, государственная программа, стратегия развития, малые города, Горно-Алтайск.

Социокультурная ситуация в нашей стране характеризуется быстрым, динамичным развитием и изменением повседневной жизнедеятельности людей. Наряду с этими изменениями преобразовывается и организация досуговой деятельности, которая приобретает глубокое общечеловеческое содержание, делает значительными такие качества как индивидуальность, национальную самобытность, творческое начало. Культурный досуг в современном обществе играет важную роль и является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Для снятия эмоционального и психологического напряжения, приобретения новых знаний и расширения круга общения каждому человеку необходимо дать возможность посещать различные выставки, концерты, творческие студии, кружки по интересам, мастер-классы. Поэтому в последние годы проблемам культуры и досуга в нашей стране уделяется особое внимание. Приняты Федеральная целевая программа «Культура России», документы стратегического планирования «Основы государственной культурной политики России» и «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года». Как отмечается в Федеральной целевой программе «Культура России (2012—2018 гг.)», приоритетом государственной политики в области культуры является решение таких задач, как развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры, а также сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации [1].

Одной из задач обеспечения максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства (из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) является формирование сети многофункциональных культурных центров (многопрофильных учреждений, соединяющих в единое целое клуб, библиотеку, музей, галерею, детскую школу искусств и др.).  Многофункциональные культурные центры (далее МФКЦ) могут обеспечивать широкий диапазон и универсальность содержания и методов досуговой деятельности, а также создавать условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культурных и возрастных групп населения [5].

Как показывает практика, в крупнейших городах нашей страны проблема удовлетворения потребности местного населения в здоровом досуге так или иначе решена, в отличие от более мелких городских образований. Поэтому создание МФКЦ так важно разработать на примере относительно небольшого города. Наличие многофункционального культурного центра в малом городе позволит: выровнять диспропорции в предоставлении разнообразного спектра культурно-досуговых услуг для населения; создать новые возможности для творческой самореализации, духовного обогащения и физического развития жителей, а также условия для межнационального культурного обмена; повысить качество жизни граждан; развить городскую инфраструктуру и создать новые рабочие места; предотвратить отток населения [3]. Далее в статье приводится аргументация необходимости создания подобного культурно-досугового объекта в городе Горно-Алтайске и анализ предполагаемых участков под размещение МФКЦ.

В настоящее время Правительство РФ уделяет достаточное внимание государственной политике в сфере культуры. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 317 принята государственная программа Российской Федерации "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры"", реализация которой рассчитана до 2024 года. В данной программе отмечаются проблемы в сфере культуры, которые остаются нерешенными, в том числе недостаточный уровень обеспеченности населения организациями культуры; низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений; высокая степень изношенности зданий муниципальных учреждений культуры [2].

Одной из основных целей государственной программы является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепления единства российского общества и российской гражданской идентичности. Достижение указанной цели предполагается путём решения задач по сохранению культурного и исторического наследия народов Российской Федерации, обеспечению гражданам доступа к культурным ценностям и созданию условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала, укреплению межрегиональных и международных связей в сфере культуры [2].

В рамках структурных реформ в области пространственного развития сферы культуры РФ предусматривается развитие таких направлений, как:

  • выравнивание региональных диспропорций в уровнях обеспеченности объектами культуры, финансирования и условиях доступности культурных благ для широких слоев населения;
  • создание многофункциональных культурно-образовательных центров, региональных филиалов крупнейших федеральных музейных и театральных учреждений;
  • разработка и реализация программ поддержки культурной инфраструктуры малых городов и сельских поселений, содействующих развитию городской и сельской культурной среды, включая создание центров культурного развития и учреждений культурно-досугового типа в малых городах и сельской местности Российской Федерации [2].

Таким образом, одним из масштабных проектов реализации государственной социокультурной политики в РФ является создание многофункциональных культурных центров в малых городах России. Основанием для разработки концепции создания многофункциональных культурных центров послужил Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Создание МФКЦ в городах России отвечает целям, принципам и задачам Основ государственной культурной политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 808 от 24 декабря 2014 года.

Взятый за основу город Горно-Алтайск является одним из малых городов Российской Федерации. Несмотря на малочисленность населения (около 64,5 тысячи человек), он является столицей Республики Алтай, ее административным и культурным центром, поэтому размещение в нем многофункционального культурного центра является особо актуальной задачей.

В ситуации преобладающего сельского расселения Республика Алтай характеризуется низким уровнем градостроительной освоенности территории.  Горно-Алтайск, хоть и является единственным городским поселением Республики, тем не менее, отличается недостаточной развитостью, как в отношении экономической деятельности, так и видов услуг в сфере науки, образования, культуры. Согласно Постановлению Правительства Республики Алтай от 13 марта 2018 г. N 60 о Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года и Государственной программы Республики Алтай «Развитие культуры» на 2019-2024 годы (постановление Правительства Республики Алтай от 1 октября 2018 года № 308) территориальное планирование в целях развития культуры Республики Алтай направлено на поддержку национальных традиций и обычаев народов и включает в себя развитие инфраструктуры образовательной и досуговой сферы с использованием новых организационных подходов, в том числе создание культурных комплексов [6,7]. Таким образом, одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Алтай является формирование современного культурно-развлекательного центра в столице республики.

Расположенный в предгорьях Алтая в узкой межгорной долине, город Горно-Алтайск имеет линейную планировку, протянувшись вдоль рек Майма и Улала. Жилая среда разнообразна, застройка капитальная с учётом обеспечения сейсмостойкости и климатических условий региона, преимущественно малоэтажная. Немногочисленная квартальная многоэтажная застройка встречается лишь в центральной, преимущественно в западной, части города. Принимая во внимание строительство все большего количества малоэтажных жилых домов на более-менее пригодных склонах окрестных гор, отмечается необходимость развития многоэтажного строительства на территории города при отсутствии возможности расширения его границ. Увеличение площади жилых построек и расширения районов города приводит к социальной напряжённости населения, преимущественно молодёжи, в сфере культуры и досуга, в связи с тем, что имеющиеся культурные учреждения не удовлетворяют запросам населения.

Город Горно-Алтайск является административным, культурным и промышленным центром Республики Алтай. Он имеет большой процент активных и пассивных участников культурного процесса не только местного населения, но и жителей районов региона, что обеспечивается, в том числе, большим количеством студентов, приезжающих из самых отдалённых сел и деревень Алтая. Город имеет сложившиеся культурные ценности и национальные традиции, что является важной основой для формирования культурных центров. Поэтому, появление в городе Горно-Алтайске многофункционального культурного центра, как комплекса, обладающего значительным информационно-образовательным ресурсом, способствующего просвещению, творческому, духовному и физическому развитию граждан, объективно необходимо.

Современный многофункциональный культурный центр должен представлять собой выразительный архитектурный комплекс из нескольких зданий, предназначенных для различных видов культурных занятий и находящихся в пределах одной рекреационной территории. Необходимость такого расположения обусловлена важной ролью многофункциональных культурных центров в градостроительной структуре – такой центр должен стать связующим звеном в городском пространстве, стимулирующим культурные активности [4].

Деятельность Горно-Алтайского МФКЦ должна отвечать потребностям Республики Алтай, т.е. соответствовать местным условиям и потребностям многонационального населения. Предполагается, что данный многофункциональный культурный центр будет совмещать функции учреждения культуры (выставки, спектакли, кинопоказы), образовательного центра (медиатека, курсы, творческие студии и мастерские) и общественного пространства (туризм, досуг, дискуссионные клубы, самоорганизация жителей). Также необходимо предусмотреть формы досуга, которые появились относительно недавно — это историческая реконструкция, игровые, креативные и развивающие компьютерные программы или, обобщенно, виртуальный досуг [4].

Выбор места размещения МФКЦ формируется из: реальной культурной ситуации в городе; перспектив градостроительного развития места и его архитектурного окружения; пешеходной и транспортной доступности территории; густонаселенности примыкающих территорий; наличия какого-либо уникального ресурса или культурного потенциала места; наличия социальной напряженности в обществе, связанной с нехваткой мест культурно-досуговой направленности.

рисунок 1

Рис. 1. Варианты размещения МФКЦ на территории города Горно-Алтайска

В ходе исследования была проанализирована градостроительная ситуация Горно-Алтайска и выявлены территории под размещение многофункционального культурного центра с учётом влияния их особенностей на объемно-планировочную структуру МФКЦ. При отсутствии в композиционной структуре города мест под размещение объекта с культурно-досуговыми функциями, было бы логично привязать МФКЦ к намеченным в планах планировки и межевания территорий парковым зонам, зоне набережной или зонам активной общественной жизни города. Рассмотрим три варианта размещения многофункционального культурного центра: зона парка Победы, зона Центрального сквера и зона Городского парка культуры и отдыха.

 
Территории под возможное размещение МФКЦ подобраны исходя из их градостроительной особенности и плотности социальной инфраструктуры (рис. 1). Зона парка Победы располагается в северо-западной части города, предполагаемое место под размещение - неиспользуемый заросший участок напротив парка вдоль проспекта Коммунистического. МФКЦ в данной части города может объединять собой досуг не только городских жителей, но и жителей села Майма, граница с городом которого проходит в непосредственной близости от парка Победы. Зона Центрального сквера расположена в центральной части города. Рассматриваемая территория размещения МФКЦ - на красной линии проспекта Коммунистического на  месте школы №7, строительство нового здания которой ведётся с 2019 года. Многофункциональный культурный центр в этом месте будет выступать в качестве доминанты, а также позволит сформировать архитектурный ансамбль в линии с Национальным театром. Зона Городского парка культуры и отдыха располагается в южном районе города, между рек Улала и Майма. Участком под размещение МФКЦ выбраны территория Пионерского острова, в непосредственной близости от улицы Чорос-Гуркина и участок заброшенного строительства комплекса «Развлекательный центр» по улице Социалистической.

рисунок 2

Рис. 2. Транспортная ситуация

С точки зрения транспортной инфраструктуры все три территории расположены удачно. В радиусе пешеходной доступности 500 метров имеются остановки общественного транспорта и главные улицы города (рис. 2). Так как Горно-Алтайск имеет линейную планировку, основные маршруты передвижения горожан и туристов проходят по главным артериям города - проспекту Коммунистическому, улицам Чорос-Гуркина  и Социалистической.

рисунок 3

Рис. 3. Ситуационные схемы вариантов размещения МФКЦ

При размещении объекта в зоне парка Победы в радиусе пешеходной доступности (500 м) располагаются остановки общественного транспорта по проспекту Коммунистическому, образовательные учреждения  (гимназия № 3, Горно-Алтайский государственный политехнический колледж им. М.З. Гнездилова, коррекционная школа интернат), торговые центры (ТЦ Западный, ТЦ Реал) и парк Победы, который является популярным местом для отдыха и проведения патриотических мероприятий (рис. 3). Недостатком данной территории является отсутствие возможности размещения парковочных мест, непосредственная близость к главной магистральной улице Горно-Алтайска и отсутствие должной транспортной развязки для объекта подобного масштаба.

Градостроительная ситуация в зоне Центрального сквера разнообразна  различными культурно-досуговыми (Национальный театр Республики Алтай им. П.В. Кучияк, театр кукол «Жар-Птица»), торгово-развлекательными (ТЦ Панорама, кинотеатр «Планета Кино», ТЦ Весна, ТЦ Ткацкий, ТЦ Ткацкий-2) и рекреационными пространствами (сквер «Центральный», сквер имени Г.И. Чорос-Гуркина). На территории площади Ленина регулярно проходят разного рода мероприятия от митингов до фестивалей, поэтому расположенный в границах данного участка многофункциональный культурный центр мог бы стать центром притяжения для горожан разных возрастов и рода деятельности. Недостатком данного участка является плотная застройка центра города, невозможность размещения объекта большой площади на выбранной территории, а также сложность в приобретении выбранного участка.

В зоне шаговой доступности предполагаемых участков под размещение МФКЦ близ Городского парка культуры и отдыха расположена целая сеть как культурно-досуговых (кинотеатр «Голубой Алтай», дом культуры, Городской парк культуры и отдыха) и спортивно-развлекательных (стадион «Спартак», спортивная школа по горным лыжам и сноуборду, спортивная школа по гребному слалому и рафтингу, станция детского и юношеского туризма, скейт-парк, парк аттракционов «Радужный»), так и образовательных учреждений (физико-математический и инженерно-технологический институт, Горно-Алтайский экономический техникум, колледж культуры и искусства им. Г.И. Чорос-Гуркина, школа №12). Именно здесь сосредоточена основная масса молодых креативных людей, нуждающихся в проявлении и развитии своих способностей. Благодаря новому благоустройству набережной, протянувшейся воль стадиона «Спартак» и Городского парка, это место стало наиболее посещаемой муниципальной территорией общего пользования Горно-Алтайска.

Таким образом, можно подвести итог о том, что более подходящей зоной размещения многофункционального культурного центра является Городской парк культуры и отдыха, соединяющий широкий спектр общественных пространств и являющийся на данный момент основным центром досуговой деятельности жителей Горно-Алтайска.

Проведённое исследование подтвердило актуальность создания и выбор места размещения многофункционального культурного центра в Горно-Алтайске и позволило сформулировать следующие выводы:

  1. В городе не хватает доминирующего многофункционального культурного центра, который отвечал бы запросам местного населения и являлся центром притяжения не только горожан, но и туристов.
  2. Многофункциональный культурный центр может быть расположен в центре населенного пункта либо смещен к въезду в него, однако нужно учитывать градостроительную ситуацию, плотность прилегающей застройки и транспортную инфраструктуру в зоне проектируемого объекта.
  3. Многофункциональный культурный центр лучше располагать в наиболее благоприятных в природном отношении местах (возвышенность, склон горы, прибрежная полоса водоема, водотока с устройством набережной) территории.
  4. В Горно-Алтайске многофункциональный культурный центр должен отражать и развивать традиции национальных архитектурных ансамблей, являться композиционно- и духовно-доминирующей точкой притяжения в однородной жилой застройке, наравне с Национальными театром и музеем.

Исходя из функционального анализа территории и назначения здания, проектируемый МФКЦ будет содержать следующие функциональные блоки: многофункциональный универсальный зал; центр информационных технологий и чтения (медиа-библиотека); интерактивный музей; пространства для гуманитарного и технического творчества; открытые пространства для коворкинга; зелёные зоны отдыха; универсальную открытую террасу на крыше здания.

Многообразие функций, большое количество общественных пространств внутри здания будут отвечать потребностям жителей города и привлекут большое количество гостей не только из Республики, но идругих регионов России, что сделает Горно-Алтайск более узнаваемым и посещаемым, а это, в свою очередь, благоприятно скажется не только на социокультурной, но и экономической ситуации города и Республики в целом. Для Республики Алтай наличие уникального центра благоприятно повлияет на общий имидж и федеральный статус региона.

 

 

Библиографический список

 

  1. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 года N 326-р. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов –URL:https://docs.cntd.ru/document/420340006
  2. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие культуры» Постановление Правительства РФ от 31 марта 2021 г. № 516. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов – URL: https://docs.cntd.ru/document/573275774
  3. "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры". Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов – URL: https://docs.cntd.ru/document/499091763
  4. Программа создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности Российской Федерации: утв. распоряжением Правительства  РФ от 26 декабря 2014 года N 2716-р (с изменениями на 23 ноября 2020 года). Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов –URL: https://docs.cntd.ru/document/420244623
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов – URL: https://docs.cntd.ru/document/902130343
  6. Государственная программа Республики Алтай «Развитие культуры» на 2019-2024 год Постановление Правительства Республики Алтай от 1 октября 2018 года № 308. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов –URL: https://docs.cntd.ru/document/550205289
  7. О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года. Постановление Правительства Республики Алтай от 13 марта 2018 г. N 60. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов – URL: https://docs.cntd.ru/document/446669488

 

 

RATIONALE OF THE NEED TO PLACE A MULTIFUNCTIONAL CULTURAL CENTER IN A SMALL TOWN ON THE EXAMPLE OF GORNO-ALTAYSK

 

Bulgach R.V., Associate Professor

A.A. Gamaley, Professor

Pervutinskaya O.E., MA student

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

 

Abstract.  In this article, on the basis of state programs and resolutions of the Russian Federation Government, a number of problems consided, that have developed in the field of architectural construction of cultural and creative objects, and an analysis measures of state policy is carried out, the purpose of which is to solve the identified problems.

One of the large-scale projects of the implementation of the state socio-cultural policy in the Russian Federation is the creation of multifunctional cultural centers (MFCC) in small towns of Russia. In particular, in the Altai Republic, among the strategic priorities in the field of culture, the development of various forms of cultural activities and the implementation of promising creative projects are highlighted, including the creation of a modern cultural and entertainment center in the capital of the Republic – Gorno-Altaysk.

Thus, the article substantiates the relevance of placing a multifunctional cultural center in the city of Gorno-Altaysk, provides arguments for the choice of territory, considers the urban development situation of the city as a whole and the selected sites in particular. The surrounding development is assessed and problem areas are identified.

Keywords: multifunctional cultural center, MFCC, urban planning analysis, state program, development strategy, small towns, Gorno-Altaysk.