Номер
Раздел
УДК 72.03

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТИПОВОГО ПРОЕКТА ХРАМА НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ

И.Л. Ростовцева

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, г. Новосибирск, Россия

 

Аннотация. В статье рассмотрены условия изменения типового проекта № 9 из «Атласа планов и фасадов церквей...» издания Святейшего синода при строительстве нескольких церквей в Барнаульском и Кузнецком округах Томской епархии и трансформации, произошедшие с ними в ходе дальнейшей эксплуатации этих зданий. Материалы получены в процессе натурного обследования, опроса жителей сел и архивных изысканий.

Ключевые слова: типовой проект церкви, трансформация, история архитектуры, натурные обследования.

 

     Введение. В практике советского искусствоведения типовое деревянное храмостроительство рубежа XIXXX вв. в Сибири не привлекало внимания исследователей как малозначимое и практически исчезнувшее, поскольку после закрытия церквей и национализации их зданий, было приложено немало усилий для придания им «вида ничем не напоминающего церковь».

     Интерес к типовому строительству храмов XIXXX вв. возник вместе с возрождением традиций православия после празднования Тысячелетия Крещения Руси и развернувшимся в связи с этим строительством новых храмов и восстановлением утраченных.

     Во второй половине XIX в. все строительство храмовых зданий в российской провинции велось по типовым проектам. Департаментом сельского хозяйства, Главным управлением путей сообщения и публичных зданий и Министерством государственного имущества были предприняты издания альбомов и атласов проектов каменных и деревянных церквей и часовен различной вместимости (от 80 до 750 человек), которые отправлялись Святейшим синодом в епархии и строительные комиссии для строительства недорогих храмов и упрощения их согласования. Основным, часто используемым в Сибири, можно считать атлас издания 1857 г, который переиздавался позже с дополнениями, и очень схожий с ним «Атлас Священного Синода». Специально для Сибири сибирскими же архитекторами дополнительно разработаны упрощенные проекты деревянных церквей без обшивки, сопровождавшиеся сметами c расчетом применения местных строительных материалов [8, с. 7–8].

     Трансформация типового проекта № 9 в процессе строительства храмов сел Коурак, Доронино Кузнецкого и Ярки Барнаульского округов Томской губернии. В строительстве церквей для переселенцев рубежа XIXXX вв. Проект № 9 (ил. 1) деревянной церкви на 300 человек [1, с. 9] был одним из часто применявшихся, поскольку соответствовал запросам населения большинства переселенческих поселков средней величины. О популярности проекта церкви на 300 человек в Барнаульском округе и Кулундинской степи писал Р.Ю. Волостнов, упоминая построенные с копии чертежа № 9 церкви сел Ново Полтава, Николаевка, Чистюньское, деревни Черновая Барнаульской волости [2, с. 119]. Этот проект был использован при строительстве новой Скорбященской церкви Чемальской общины Алтайской миссии [7, с. 156]. По свидетельству вдовы епархиального архитектора Хабарова, церковь села Валерьяновское построена по плану № 9 в 1897 г. с уменьшением архитектором вместимости здания с 300 на 200 человек [4, л. 1–36].

– с. Коурак. В 2015 г. в № 2 (10) журнала «Живоносный источник» опубликована фотография здания бывшей Богоявленской церкви с. Коурак (ил. 2), построенной по тому же проекту № 9 [9, с. 28–29]. Церковь деревянная однопрестольная, построена в 1860 г., а в 1876 г. храм был полностью реконструирован. Фотография запечатлела северный фасад церкви после ее закрытия, когда купол и колокольня храма были уничтожены. Судя по фотографии, церковь возведена точно по проекту без изменений, обшита тесом. Углы оформлены с имитацией каменной кладки. По проекту выдержаны расположение окон и даже форма наличников.

      По воспоминаниям заведующей школьным музеем села Натальи Леонтьевны Ефименко, «внутренняя высота храма составляла 8 м. Он был построен на лиственничных сваях. На высоте свай – пол (черновой), далее 80 см – слой перегноя для тепла, далее чистовой пол. Стены деревянные, обшиты тесом, покрыты железом. Бездействует с 1934 г.» [там же].

– д. Доронино. Крестьяне деревни Доронино Коуракской волости, относившейся к приходу церкви с. Коурак, изъявили свое желание построить новый однопрестольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы по плану и размерам Богоявленской церкви в с. Коуракском Кузнецкого округа (ил. 4). Приговор крестьян деревни Доронино от 21 марта 1911 г. содержит следующую запись: «План на постройку церкви желаем № 12 с прямыми углами а не 8-угольником» [6, л. 2]. Под номером 12 в «Атласе Святого Синода» находится проект храма на 700 молящихся, по которому построен храм в с. Турнаево, в связи с этим Томская духовная консистория требует от заказчиков уточнений относительно источника информации. Возникшую путаницу с номерами проектов вынужден был объяснить благочинный о. Виктор Лавров тем, что бывший в его распоряжении атлас типовых проектов не имел титульного и двух первых листов [6, л. 10].

     В результате уточнений стало понятно, что речь идет об «Атласе Святейшего Синода» и взятом из него проекте № 9, центральная восьмигранная часть которого должна была по желанию заказчиков стать прямоугольной (ил. 5). При этом менялась и форма кровли. В результате такой переделки храм должен был выглядеть как разновидность проекта № 19 из того же Атласа, только меньшего размера [1, с. 28].

     В августе 1915 г. иерей Виктор Лавров докладывал в консисторию: «Во исполнение указа духовной консистории от 5 августа сего года за №20125 имею честь донести, что церковь в деревне Дорониной начата постройкой 15 августа сего года и согласно заключенного договора, имеет быть окончена в трехлетний срок» то есть к 1918 г. [6, л. 40].

– с. Ярки. Летом 2015 г. удалось обследовать и обмерить здание бывшей церкви в селе Ярки Черепановского района НСО, прежде Карасевской волости Барнаульского уезда Томской губернии, при строительстве которой был применен тот же проект № 9.

      В 1910 г. ярковские крестьяне обратились в Томскую духовную консисторию с прошением о разрешении собирать средства на строительство церкви [5]. По материалам школьного музея, собранным директором школы Кронидом Григорьевичем Романовым, «...церковь начали строить на самом высоком месте в 1914–1915 гг. Строили ее всем селом. Для крепости раствора при кладке фундамента, ярковские крестьяне корзинами везли яйца. Престол церкви села Ярки Карасевской волости Барнаульского уезда был освящен в честь Святой Живоначальной Троицы [5].

      По воспоминаниям местных жителей, «над церковью было пять куполов (здесь, скорее всего, допущена неточность, поскольку в типовом проекте, по которому создавалась церковь, купол был один). Она была очень богато украшена, утварь дорогая, паникадило с позолотой. В 1932 г. храм закрыли, но не разрушили».

       По свидетельствам старожилов, церковь до 1948 г. была еще высокой, даже с куполом и крестом. Согласно архивным данным, в 1950 г. Ярковская церковь представляла собой: «Здание деревянное. Купола сняты. Церковная утварь отправлена в Москву. Здание ветхое, внутри переоборудовано» [3, л. 26].

       В 1950-е гг. стали приспосабливать здание под клуб (ил. 3). «С начала 1953 г. в здании церкви был открыт клуб и сельская библиотека» [4]. Отапливать высокое помещение оказалось невыгодно и верхнюю часть центрального восьмигранника храма и колокольню сняли, сделав из этого материала жилой дом, стоящий до сих пор на противоположной стороне улицы.

       После закрытия клуба здание храма было разделено на три жилые квартиры, имеющие входы с разных сторон, а одно из помещений занято магазином. В таком состоянии оно находится и сейчас. В общих очертаниях центральной части здания еще угадываются формы храма. Хорошо сохранился кирпичный цоколь, частично оштукатуренный, и основная часть деревянных стен сруба церкви. На всех фасадах нижние венцы подгнили, а на южном фасаде (со стороны преимущественных ветров) количество поврежденных бревен больше чем на остальных. Владельцы магазина оштукатурили среднюю часть фасада, думая спасти таким образом стену от разрушения.

       Алтарная часть изменена пристройками разной формы и высоты. Утрачены все три крыльца-паперти. По воспоминаниям старожилов, до войны, в период использования здания под зерносклад, машины с зерном разгружались, подъезжая почти вплотную к северному фасаду, и зерно засыпали в открытые двери. Сейчас в бывшие дверные проемы вставлены оконные коробки, а на стене видны места крепления конструкций крыльца. На южном фасаде, где располагается магазин, поставлены пластиковые окна, на остальных фасадах наличники окон и рамы деревянные, прямоугольные, с прямыми очельями наличников.

     Одна из квартир включала часть помещения бывшего алтаря пятигранной формы, где стояла печь, оставшаяся от храма, – там была устроена кухня.

      При осмотре здания храма становится ясно, что при его строительстве был использован проект № 9 из «Атласа планов и фасадов церквей» [1, с. 9], но в него внесены изменения.

      Судя по фотографии здания, опубликованной историками Ярковской школы, все окна храма расположены на одном уровне, хотя по проекту № 9 в центральной восьмигранной части здания, 2 окна размещались над дверными проемами, на 7 бревен выше рядовых окон. Такое высокое расположение окон на фасаде имело целью наилучшим образом осветить центральную часть храма, а в Ярковской церкви освещение было недостаточным. Для исправления недостатка, окна поставлены на косых частях восьмерика, тогда как в проекте – на плоскости, параллельной стене продольного фасада. Следов окон-люкарн, имевшихся в проекте, на кровле не сохранилось – скорее всего, их не было. Притвор под колокольней вовсе не имел светового проема, только слуховое окно, размером в одно бревно.

      Фотография сделана, вероятно, в начале 1950-х гг., когда пустовавшее здание собирались приспособить под клуб. Колокольни и куполов уже не было. Трудно судить, был ли храм полностью обшит досками. Вероятнее всего, нет, иначе бы сохранились следы крепления досок к фасаду. К моменту изготовления снимка обшивкой был покрыт только повышенный ярус восьмерика и колокольни, располагавшийся над основным карнизом здания. Дополнительно этот ярус был украшен рамочными филенками, оси которых совпадали с осями окон.

    Остатки основания колокольни перекрыты восьмискатной кровлей, как и восьмерик центрального объема, причем место, где располагалась главка, прикрыто отдельным куском металла. По воспоминаниям местных жителей, церковь была пятиглавой, а по проекту должна была иметь одну главу. На фотографии видна заплата на грани ската кровли, которая может быть закрытым отверстием основания одной из малых глухих главок пятиглавия, остальные места расположения главок не видны с этого ракурса. Учитывая, что в проект были внесены изменения с расположением окон, можно допустить и существование пятиглавия.

     Заключение. Приведенные примеры позволяют судить о том, что типовые проекты храмов из Атласа использовались как схемы, которые можно было гибко изменять с учетом всех пожеланий заказчиков. При внесении изменений заказчики должны были оговорить все условия и закрепить их проектом, составленным епархиальным архитектором. Большая часть этих проектов утрачена. В ГАТО сохранились только те из них, которые содержали изменения, выполнявшиеся спустя несколько лет после завершения основного строительства, например пристройка колокольни или увеличение трапезной.

    После закрытия церквей, национализации зданий и их дальнейшего приспособления под новые нужды в целях экономии тепла повышенные объемы кафоликонов разбирались до уровня основной высоты стен и использовались для создания пристроек либо для строительства отдельно стоящих домов.

 

Приложение 1

Из истории села Ярки

     «В селе Ярки церковь начали строить на самом высоком месте в 1914–1915 гг. Строили ее всем селом. Жители приносили яйца и на белках этих яиц замешивали раствор для фундамента храма. Над церковью было пять куполов. Она была очень богато украшена, утварь дорогая, паникадило с позолотой.

     Первым церковным старостой был Николай Петрович Дюмин. Священник сначала был приезжий из села Казанцево. Позже появился иеромонах Михаил (Байгулов). Псаломщиком одно время был Бондаренко Иван Сергеевич. Первыми в церкви венчались Василий Ионович и Прасковья Степановна Юдины. В 1932 г. храм закрыли, но не разрушили.

       К этому приходу относилось село Ракиты. Жили в нем зажиточные крестьяне. Сейчас это село исчезло с лица земли» (Из музея школы села Ярки).

     Примечание. Материал собирал Кронид Григорьевич Романов – директор школы (ныне покойный). Он много сделал, собирая все, что связано с народными традициями. Одежду и игры в «бабки», «городки». Возил ребят по всей стране, где проводились мероприятия и игры, связанные с народными традициями.

hjcn

 

Библиографический список

 

1. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях. Издание Святейшего Синода. – М.: Синодальная типография, 1899 г. – 55 с., ил.

2. Волоснов Р.Ю. Сельское культовое зодчество Алтая конца XIX – начала XX в. // Мир науки, культуры, образования. – 2008. – № 5 (12). – С. 118–122.

3. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 37.

4. ГАТО. Ф. 170. Оп. 4. Д. 313.

5. ГАТО. Ф. 170. Оп. 7. Д. 233 (326). Документы о строительстве Троицкой церкви с. Ярки Карасевской волости Барнаульского уезда. 07.03.1910 – 18.07.1919.

6. ГАТО. Ф. 170. Оп. 7. Д. 267.

7. Крейдун Ю.А., протоиерей. Миссионерское храмоздательство на Алтае. Воссоздание облика утраченных храмов XIX начала XX века. – Барнаул: Алт. Дом печати, 2013. – 262с., ил.

8. Образцовые проекты церковных строений: мат-лы альбомов XIXXX вв. – СПб., 2003.

9. Шабунин Е. Храмы Тогучинского района // Живоносный источник. – 2015. – № 2 (10). – С. 28–29.