Номер
Раздел
УДК 72: 378

О ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЛАНИРОВЩИКОВ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИБИРИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (К ПРОБЛЕМЕ ТРАДИЦИЙ В АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)

А.В. Слабуха

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия

 

Аннотация. В контексте актуализации проблемы соотношения традиционных и цифровых технологий в архитектурно-градостроительном образовании в статье обращено внимание на опыт преподавания графических дисциплин 100 лет назад. Представлено изложение структуры содержания учебных дисциплин, ориентированных на приобретение графических навыков и знаний учащимися землемерных школ в Сибири на примере структуры учебных программ и содержания курсов графических дисциплин для землеустроительных специальностей в одном из специальных учебных заведений прошлого Сибири, Енисейской губернии – в Красноярском губернском землемерном училище. Отражена роль и место графических дисциплин в процессе подготовки дипломированных кадров, специалистов в области градостроительной планировочной деятельности. Сделан вывод о роли традиционных методов графической подготовки студентов в развитии их творческих способностей, профессиональных инженерных навыков. Исследование построено на архивных источниках.

Ключевые слова: история инженерного образования Сибири, архитектурное образование, преподавание начертательной геометрии, история преподавания черчения, землемерные школы Сибири, Красноярское землемерное училище, Сибирь.

 

    1. Актуальность. Активное внедрение в учебный процесс современных методов компьютерного цифрового проектирования, автоматизированных возможностей графических построений вновь и вновь ставит вопрос о сохранении академических традиций в образовании и месте классического изучения графических дисциплин студентами архитектурно-градостроительных и дизайнерских специальностей. Надо согласиться, акцент на практике ставится, как правило, не в пользу традиционных методов, а в подавляющем большинстве объектом современных исследовательских задач становятся современные компьютерные графические технологии. Вопрос актуален для принятия содержания и форм графической подготовки будущих специалистов – некоторые дискуссии обостряются до уровня формулирования соотношения как «противостояние» традиционной классической начертательной геометрии и «враждебной», «реакционной» компьютерной графики как проявления интеллектуальной агрессии от сторонников холодной войны на политическом уровне [13].

     Большинство исследователей считают, что истина места и роли традиционных графических методов начертательной геометрии в системе подготовки современного архитектора-проектировщика – в осознанном балансе взаимоотношений традиционных геометрических построений и компьютерной графики [8; 14]. Вместе с тем компьютерное моделирование может быть использовано в графической подготовке [9; 11], освоении курса начертательной геометрии [1; 17], развитии творческих способностей студентов [18; 19]. Научно-педагогическое сообщество понимает, что нельзя допускать, чтобы студент полностью ушел в виртуальный мир, начал мыслить лишь его категориями, перестал осознавать и понимать фундаментальные, базовые геометрические закономерности, которые свойственны при изучении курса геометрических построений начертательной геометрии. В современном инженерном архитектурном образовании необходим баланс, основу которому составит преемственность от графической и геометрической традиций [7; 10; 12; 16].

   Ответственность за уровень подготовленности будущих специалистов, органичное их вхождение в реальную профессиональную среду вызывает со стороны заинтересованных участников образовательного процесса – студентов и преподавателей – необходимость периодически обращаться к вопросу о содержании, объеме и качестве специальных традиционных дисциплин, обязательных для освоения в процессе обучения в образовательном заведении. С этих позиций изучение исторического опыта может повлечь интересные положительные изменения или подтвердить верность методов, содержания и направленности современной системы преподавания интересующей нас дисциплины [15].

    2. Объект исследования. Об истоках содержания подготовки планировщиков в Сибири. Рассмотрим структуру учебных программ и содержание курсов графических дисциплин для землеустроительных специальностей в одном из специальных учебных заведений прошлого Сибири - Енисейской губернии, в Красноярском губернском землемерном училище (Красгубзему). Исследование выполнено на основе изучения документов Государственного архива Красноярского края (г. Красноярск). Материалы Красноярского губернского землемерного училища составляют отдельный фонд (№ 433) [2; 3; 4; 5; 6], включающий (в единственной описи № 1) всего 502 дела; в том числе личные дела преподавателей и служащих училища (д. 226–238), личные дела студентов (д. 239–501).

   3. Предпосылки. О создании землемерных училищ как средстве обеспечения реализации государственной политики переселений в Сибирь в начале XX в. В связи с подготовкой и реализацией государственной политики, направленной на переселение безземельных крестьян из европейской части России и освоение свободных сельскохозяйственных земель в Сибири, возникла потребность в большом количестве специалистов для межевания селений и земельных участков для переселенцев. Специального учебного заведения, которое готовило бы землемеров-межевщиков, в Енисейской губернии не было. Ранее в губернской чертежной мастерской проходили учебу, стажировались при уездных землемерах и аттестовывались специальной комиссией будущие чертежники и помощники землемеров лишь в небольшом количестве.

   Для удовлетворения потребностей Енисейской губернии в подобного рода специалистах было открыто в Красноярске в 1904 г. специальное среднее учебное заведение – Красноярское землемерное училище. Училище просуществовало около 15 лет и в 1919 г. из-за сложной политической и экономической обстановки в стране, а также в связи с отсутствием потребности в выпускниках с прекращением потока безземельных переселенцев в Сибирь было закрыто.

      В период с 1904 по 1910 г. существовало двухлетнее обучение. О структуре училища можно судить по составу учащихся. В 1910 г. для поступления подано 104 заявления, допущено к конкурсному отбору 92 человека, из них принято 36 человек [3, л. 16]. Состав учащихся по возрасту был от 16 до 28 лет (по вероисповеданию были: православные – 61 учащийся, католики – 1, лютеране – 3, сектанты – 1, магометане – 1, иудеи – 3 учащихся) [3, л. 13]. Занятия начинались в первом полугодии 7 сентября и продолжались до 20 декабря, во втором полугодии - с 7 января и продолжались в первом классе до 1 мая, во втором – до 27 апреля.

   4. Основная часть. О содержании графических дисциплин в землемерных школах Сибири (на примере Красноярского землемерного училища, 1904–1919 гг.). Программа двухлетнего обучения содержала следующие дисциплины. В первом классе: Закон Божий, русский язык, история, алгебра, геометрия, физика, почвоведение с химией и ботаникой, черчение, каллиграфия, рисование. Во втором классе: Закон Божий, русский язык, история, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, геодезия, почвоведение с растениеводством, черчение планов, каллиграфия [3, л. 2, об. л. 2].

    Каллиграфия включала курсивное письмо, рондо, кирпичный шрифт, арабские и римские цифры капитального шрифта. По черчению планов необходимо было: выполнить вычерчивание контуров местных предметов согласно условным знакам, вырисовку и вычерчивание планшета в масштабе 50 или 100 сажень в английском дюйме, окраску грунтов условными знаками, отмывку вод, накидку леса и кустарника карандашом, пером, кистью, отмывку оврагов, отделку планшетов красками, копию с межевого плана, копию с того же плана, исполненную на полотняной кальке, основные элементы рельефа земной поверхности: вершину, хребет, лощину, седловину, перегиб ската и т.д.; изобразить отмывкой горизонталей простейший рельеф; изучить основы топографического черчения с кратким ознакомлением с техникой штриховки; знать шкалу штрихов Лемана.

      Желательным было выполнение, кроме указанного, копий плана с отмывкой на нем простого рельефа. Работы по отделке планшета красками и составлению копий с межевого плана на бумаге и на полотняной кальке считались отчетными и выполнялись в присутствии преподавателей. Все предварительные работы исполнялись в тетрадях-альбомах размером в одну восьмую ватмана [6, л. 30 об.]. Необходимыми для работы чертежными принадлежностями были альбом (одна восьмая ватмана), карандаши, перья, кисти, краски (сиена, гуммигут, сепия, лазурь, сурик, кармин, китайская тушь), линейка пятичетвертная грушевая, треугольник, циркуль, рейсфедер, транспортир с 0,5 делением и масштабом Швабе и др. [6, л. 41 об.].

       Всего за год было сделано графических работ в первом классе 33, во втором – 17 [3, л. 78]. В конце года по графическим дисциплинам проводились обязательные годичные просмотры.

     Наряду с первоначально принятой системой обучения были открыты с марта 1908 г. дополнительные курсы подготовки землемеров.

      Со временем качество обучения повышалось, была увеличена продолжительность периода обучения. Так, начиная с 1910/1911 учебного года, были предложены новые программы для подготовки специалистов уже в течение четырех лет (по истечении трехлетнего использования программ предполагалось обсуждение на педагогическом совете, заключение которого необходимо было представить в Управление межевой частью. – Цир­ку­ляр от сенатора Н. Чаплина от 1 июля 1910) [2, л. 25].

    Здесь особое внимание следует обратить на программу по геометрии. Эта программа предполагала знакомство учащихся с основами начертательной геометрии и черчения.

      Для первого класса программа включала следующее (на занятия отводилось 3 часа в неделю): понятие о геометрических телах, поверхностях, линиях и точках; прямая линия и плоскость; углы прямые, перпендикулярные, наклонные; параллельные прямые; треугольники и условия их равенства; о четырехугольниках и многоугольниках вообще; о круге; свойства хорд, секущих и касательных; об относительном положении двух окружностей; измерение углов; пропорциональные прямые; подобие треугольников и многоугольников; главнейшие соотношения между сторонами треугольников и четырехугольников, а также другими линиями, проведенными в них; пропорциональные линии в круге; сведения о треугольниках и правильных многоугольниках, вписанных в круг и описанных около него; понятие о способе переделов; определение длины окружности круга и ее дуги; понятие о вычислении значения П (пи); площади прямолинейных фигур, круга и его частей.

     Для второго класса (на занятия отводилось 3 часа в неделю): плоскость, положение ее в пространстве; сведения о взаимных положениях прямых линий и плоскостей в пространстве; главные свойства двухгранных и многогранных углов; равенство трехгранных углов; понятие о многогранниках, призме, пирамиде; измерение их поверхностей; объемы параллелепипедов, призм и пирамид; измерение поверхностей и объемов прямого цилиндра, конуса, шара и его частей; о сферических треугольниках; сферический угол и его мера; определение сферического «двух­сто­рон­ника» и треугольника; случаи равенства сферических треугольников; о неравенствах сторон сферического треугольника в зависимости от неравенства угла и обратно; пределы суммы углов сферического треугольника; площади сферических «двухсторонника» и треугольника.

    Для третьего класса (отводилось 2 урока в неделю): ортогональная проекция точки на прямую; ортогональная проекция отрезка на прямую; знаки проекции; угол между прямой и осью проекции; ортогональная проекция ломаной линии на прямую; замыкающая сторона сомкнутого многоугольника и свойства ее проекции; соотношение между длинами отрезка и его ортогональной проекции на прямую; квадрат длины замыкающей стороны; ортогональные проекции точки и прямой на плоскость; ортогональные проекции точек на две взаимно перпендикулярные плоскости; составление Эпюра; определение расстояния между двумя точками; проекции прямых линий; след прямой; определение взаимного положения двух прямых; определение положения плоскости с помощью Эпюра; следы и главные линии плоскости; определение взаимного положения прямой линии и плоскости; построение точки пересечения прямой и плоскости; свойства перпендикуляра к плоскости; построение прямой сечения двух плоскостей; определение взаимного положения прямой линии и плоскости; построение точки пересечения прямой и плоскости; свойство перпендикуляра к плоскости; способы перемены плоскостей проекции вращения и совмещения; проекции прямых линий; построение проекции многогранников; составление развертки боковой поверхности многогранника; построение многогранника; сечение двух многогранников; о координатах, прямоугольная система координат, знаки координат; определение расстояния между двумя точками; определение координат точки, делящей данный отрезок на пропорциональные части; вычисление площади многоугольника по координатам его вершин; определение угла между двумя прямыми; геометрическое значение уравнений, уравнение с двумя неизвестными (как геометрическое место точек), построение геометрического места (соответствующего данному уравнению); составление уравнений геометрических мест: прямой, окружности, эллипса, параболы, гиперболы; понятие об осях, вершинах, фокусах и эксцентриситете кривых второго порядка [2, л. 34 об., 35].

     Ведущей профилирующей дисциплиной было черчение планов, включающее весь набор специальных понятий и знаний. В программу по черчению планов для первого класса входили (при объеме 6 уроков в неделю): предварительные понятия (предмет черчения планов, чертежные инструменты и материалы; выбор, обращение с чертежными инструментами и материалами и хранение их; план, карта, профиль, чертеж, кроки и их отличие; условные обозначения предметов местности; пр.); изображение ситуации местности (раскраска грунта и отмывка вод, накидка кустарника и леса пером, карандашом, тушью и красками, оттенка леса и кустарников); изображение неровностей местности горизонталями; черчение горизонталей с моделей наклонной плоскости, выпуклой и вогнутой поверхности, цилиндра, части шара, конуса с круговым и эллиптическим основанием, покатости, составленной двумя плоскостями, и с моделей элементов гор; изображение неровностей местности штрихами, шкала Лемана, штриховка между двумя параллельными линиями и между рядом параллельных линий, штриховка простейших элементов гор, вершины, хребта, лощины и котловины; ознакомление с частями геодезических чертежей; взаимное расположение этих частей вообще и правильное расположение надписей на чертежах в частности; копировка и вычерчивание тушью небольших чертежей; копировка планшета.

     Для второго класса обязательны (при занятиях 3 урока в неделю): повторительные упражнения в окраске грунтов, отмывке вод, группировке форм кустарника и леса красками; изучение условных знаков для обозначения более редких угодий: фруктовый сад, парк и т.д.; отмывки неровностей местности; упражнения в отмывке от простейших до более сложных; повторительные упражнения в штриховке с постепенным переходом к изображению гор с более сложным сочетанием элементов; иллюминовка планшета, прямоугольника со сторонами в 20 или 25 дюймов с изображением ситуации в масштабе 50 сажень в дюйме; копировка межевого плана площадью около 300 десятин в масштабе 100 сажень в дюйме.

    Для третьего класса (8 уроков в неделю): иллюминовка планшета, прямоугольника в 10 или 12 дюймов с изображением более сложной ситуации в масштабе 100 сажень в дюйме; изображение неровностей местности; повторительные работы по назначению горизонталей с песчаной модели и отмывке по горизонталям; копировка межевого плана с выражением на нем рельефа местности; копия того же плана, исполненная на полотняной кальке.

    Для четвертого класса (2 урока в неделю): составление межевого плана: накладка, вычерчивание, вычисление площади и иллюминовка; составление землеустроительного плана с разбивкой на хутора и отруба; копия с землеустроительного плана, выполненная на полотняной кальке [2, л. 50, 50 об.].

   О характере и содержании общей подготовки учащихся в землемерном училище можно судить по общему составу учебных дисциплин, изучаемых, к примеру, в 1918 г. В первом классе изучались алгебра, химия, черчение, физика, каллиграфия, русский язык, история, ботаника, геометрия. Во втором классе – почвоведение, физика, каллиграфия, тригонометрия, история, геодезия, русский язык, черчение, геометрия, алгебра. В третьем классе – физика, коренные улучшения, законоведение, алгебра, геометрия, растениеводство, геодезия, русский язык, политэкономия, земельный закон, черчение. В четвертом классе – коренные улучшения, законоведение, русский язык, каллиграфия, сельскохозяйственная таксация, экономическая география, земельный закон, геодезия, лесная таксация, черчение [5, л. 6].

    По сравнению с двухлетним обучением количество изучаемых предметов при четырехлетнем обучении значительно увеличилось. Если с 1904 по 1910 г. преподавалось 11 предметов [3, л. 2, 2 об.], то уже с 1911 г. по новой программе учащиеся изучали 20 предметов. В первом классе из 21 занятия в неделю 10 отдавались графическим дисциплинам, во втором из 29 занятий – 8, в третьем из 30 занятий – 4 и в четвертом из 30 занятий – 2, что составляет 26%, то есть более 1/4 от общего количества учебного времени.

     Относительно объективные представления о качестве подготовки учащихся давали проводившиеся экзамены. Обычно экзамен по черчению проводился в присутствии нескольких преподавателей и шел свыше 5 часов. Для самостоятельной подготовки к экзаменам учащимся рекомендовались такие учебники: «Условные знаки для планов и карт межевого управления» (составитель П.П. Левитский), «Элементарная геометрия» (составитель Давыдов), «Учебник геометрии» (составитель Киселев) [4, л. 12].

     По окончании обучения выпускники имели возможность получить одно из четырех званий – это старший помощник землемера, младший помощник землемера, старший чертежник, младший чертежник. Выписка из правил испытания на звания от 3 мая 1916 г. [4, л. 4] свидетельствует о различном составе выпускных экзаменов для каждого из перечисленных званий. Для получения звания старшего помощника землемера необходимо было сдать русский язык (сочинение), историю России, географию России, арифметику, алгебру, планиметрию, стереометрию, тригонометрию, геодезию, законы межевые и землеустроительные, черчение планов (требовалось умение сопоставлять, вычерчивать, надписывать, иллюминовать планы на бумаге и на кальке по условным знакам межевого ведомства с изображением неровностей отмывкой).

    Экзамены на звание младшего помощника землемера были следующими: русский язык (сочинение), история России и всеобщая, география России, арифметика, алгебра, стереометрия, тригонометрия, планиметрия, законы межевые и землеустроительные, черчение планов. Для получения звания старшего чертежника следовало сдать русский язык (диктант), географию России, арифметику, геометрию, геодезию, законы межевые и землеустроительные, черчение планов. Экзамен на звание младшего чертежника состоял из таких предметов: русский язык (диктант), арифметика, геометрия, геодезия, черчение планов [4, л. 11, 11 об.].

    5. Заключение. О значимости графической подготовки для современных творческих специалистов-планировщиков. Исследованный опыт преподавания и изучения графических дисциплин в первые десятилетия XX в. в одном из специальных учебных заведений Сибири является безусловно важным для объективного представления роли и места графических дисциплин в историческом процессе подготовки дипломированных кадров, специалистов в области градостроительной планировочной деятельности. Подтверждается необходимость приобретения студентами профессиональных навыков непосредственного владения традиционными графическими приемами, расширения навыков квалифицированно и на основе существующих современных норм составлять проектно-техническую документацию, знать и пользоваться законами начертательной геометрии, инженерной графики в ходе творческого пространственного моделирования существующих или проектируемых объектов. Как и сто лет назад, сегодня традиционные методы графической подготовки, безусловно, способствуют развитию творческих способностей, профессиональных инженерных навыков студентов.

 

Библиографический список

 

1. Глущук Д.П. Компьютерно-графическое моделирование как средство совершенствования подготовки студентов по начертательной геометрии // Искусство и культура. – 2016. – №1(21). – С. 117–121.

2. ГАКК. Ф. № 433. Оп. №1. Д. 21.

3. ГАКК. Ф. № 433. Оп. №1. Д. 24.

4. ГАКК. Ф. № 433. Оп. №1. Д. 155.

5. ГАКК. Ф. № 433. Оп. №1. Д. 197.

6. ГАКК. Ф. № 433. Оп. №1. Д. 756–757.

7. Данченко Л.В., Туктамышов Н.К. Преемственность профессиональной геометро-графической подготовки студентов-архитекторов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 472.

8. Короткий В.А., Хмарова Л.И. Ломоносов и компьютерные технологии в обучении начертательной геометрии // Геометрия и графика. – 2015. – Т. 3. – № 3. С. 58–63.

9. Легкова И.А., Никитина С.А. Влияние использования информационных технологий на графическую подготовку обучающихся // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2015. – № 12–13. – С. 109–112.

10. Марченко М.Н. Графическая деятельность и компьютерные технологии в профессиональной подготовке будущих дизайнеров // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 5 (21). – С. 115–118.

11. Муфасалова Т.А. Проблемы определения критериев оценки графического оформления учебного проекта для специальностей «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды» // Региональные архитектурно-художественные школы. – 2011. – № 1. – С. 337–338.

12. Полежаев Ю.О., Фаткуллина А.А., Борисова А.Ю. Геометрические модели сопряжений квадрик на фрагментах архитектурных объектов // Вестник МГСУ. – 2012. – № 9. – С. 18–23.

13. Сальков Н.А. Американизация геометрического образования в России и начертательная геометрия // Геометрия и графика. – 2015. – Т. 3. – № 3. – С. 38–46.

14. Сергеева И.А., Петухова А.В. Инженерно-графическая подготовка студентов в условиях компьютеризации обучения // Интернет-журнал Науковедение. – 2014. – № 3 (22). – С. 152.

15. Вольхин К.А., Астахова Т.А. Использование информационных технологий в курсе начертательной геометрии // Омский научный вестник. – 2012. – № 2 (110). – С. 282–286.

16. Слабуха А.В. Актуальные вопросы изучения опыта архитектурного образования в Сибири // Региональные архитектурно-художественные школы. – 2011. – № 1. – С. 210–215.

17. Супрун Л.И., Супрун Е.Г. Геометрическое моделирование в начертательной геометрии: учеб. пособие. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 256 с.

18. Супрун Л.И., Супрун Е.Г. Формирование культуры мышления бакалавров архитектуры при обучении начертательной геометрии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 11–12. – С. 92–95.

19. Ткач Д.И. Методика развития творческих способностей студентов-архитекторов в процессе их геометро-графической подготовки // Мiжнародний науковий журнал. – 2015. – № 2. – С. 123–127.

20. Suprun L.I., Suprun H.G. The role of descriptive geometry in students personality formation // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – Т. 5. – № 4. – С. 574–580.