Номер
791.44
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КИНОПРОИЗВОДСТВА КОРОТКОГО МЕТРА

Родионова Ю.В., кандидат технических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассматриваются цифровые инструменты, которые можно использовать творческим группам при инициативном создании короткометражных фильмов в условиях отсутствия внешнего финансирования. Цифровые технологии кинопроизводства, с одной стороны, позволяют значительно снизить расходы на производство короткометражного фильма, с другой, - обеспечить результат на уровне мировых стандартов. В статье показано, что не всегда бесплатное программное обеспечение позволяет сэкономить при производстве фильма. Сделаны выводы и даны рекомендации по организации работ по запуску производства короткометражных фильмов на инициативной основе.

Ключевые слова: короткометражный фильм, цифровые технологии кинопроизводства, виртуальный аватар, генератор ландшафта, виртуальная сцена.

Одним из важных элементов развития кинематографического рынка является поддержка инициатив создания короткометражных фильмов. Дебютирующие и профессиональные команды, создавшие своими силами короткометражный фильм, открывают рынку креативных индустрий свои компетенции и усиливают национальные позиции России на международном рынке кинематографии. В Российской Федерации поддержка производства короткометражных фильмов отсутствует, но, при удачном дебюте, кинопроизводственные команды объединившись могут рассчитывать на государственную поддержку производства тематического полнометражного альманаха.

Если при озвучивании короткометражного фильма используется английский язык и фильм содержит философский или эмоциональный контент, отражающий дух международных фестивалей, то у кинопроизводственной команды есть возможность принять в них участие. Международные конкурсы короткого метра позволяют дебютантам получить предложение от ведущих международных кинокомпаний принять участие в создании полнометражного фильма, а сами участники производства короткометражного фильма могут получить репутацию перспективных специалистов и влиться в полнометражный проект на правах авторского коллектива фильма.

При создании короткометражных фильмов вокруг инициаторов формируется группа единомышленников, способная обеспечить полный цикл производства фильма в рамках короткого хронометража. Основными особенностями производства короткометражных фильмов является полное отсутствие внешнего финансирования. Руководитель производственной команды вынужден искать ресурсную поддержку, финансовые средства и непосредственную помощь в производстве у людей с разными взглядами и интересами. Умение вовлечь участников в рабочий процесс и довести работу до конца требует от инициатора огромных интеллектуальных и эмоциональных вложений.

Рассмотрим непосредственно аспект кинопроизводства. В производстве короткометражных фильмов можно выделить следующие этапы:

- продюсер определяет цель и задачи фильма, интересы аудитории, для которого предназначен фильм. Выбирает авторский сценарий, отвечающий интересам потенциального зрителя, либо представляет сценаристу идеи для написания сценария. Подбирает режиссера, способного организовать остальные этапы;

- режиссер отрисовывает по сценарию эскизную раскадровку или совместно с художником формирует аниматику для оператора. Производит подбор локаций с оценкой наличия подключения к электричеству и ограничений пребывания съемочной группы. Подбирает оператора и звукооператора, которые по раскадровке формируют требования к техническому обеспечению и к плану съемки. Составляет список планов, который затем оптимизируется относительно локаций и сюжетного времени;

- режиссером и продюсером производится кастинг актеров, дублеров и массовки. Если есть возможность, то привлекается кастинг-директор;

- художник-постановщик подбирает одежду, костюмы, формирует эскизы сцен, формирует задачи для реквизитора;

- режиссер планирования составляет поминутный план съемки с планами съемочных площадок или виртуальных сцен с расположением осветительного оборудования, камер и перемещения актеров по сцене;

- по планам съемки формируется календарно-постановочный план съемок для всех участников, включая реквизиторов, гримеров, актеров, буфетчиков, водителей и рабочих сцены, распределяя их по локациям и сменам;

- во время съемок помощником режиссера ведется учет отснятых сцен, осуществляется текущее планирование, текущая работа с актерским составом, решаются хозяйственные и прочие вопросы, которые могут отвлекать режиссера от творческого процесса;

- после съемок отснятый материал обрабатывает режиссер по монтажу, который может сочетать работу звукорежиссера или работать с ним в паре. Производится цветокоррекция отснятого материала, формируется звуковая картина, музыкальное оформление, визуальные эффекты.

Для полнометражного фильма или коммерческого клипа требуется большая съемочная группа. В короткометражных фильмах участники могут сочетать в себе разные роли и переходить из одного состава в другой, участвуя даже на площадке в качестве актеров или массовки. Однако, одного лишь сочетания производственных ролей недостаточно.

На первый план выходят цифровые технологии кинопроизводства [1, 2], позволяющие значительно снизить расходы на перемещения между локациями, на светотехническое обеспечение, на применение художественного грима, на изготовление крупных сценических объектов и реквизита.

Рассмотрим поэтапно цифровые инструментарии, позволяющие инициативным творческим командам сократить расходы на производство и повысить уровень результата до мировых стандартов.

Для сценариста и режиссера важным аспектом является возможность работать совместно над текстом сценария, позволяя каждому участнику синхронно вносить правки в текст, видеть кто внес правки ранее и обосновывать изменение. Для этого достаточно обычных текстовых редакторов, но для ускорения производства есть такие программы, как «WriterDuet», «Movie Magic Screenwriter», «Page 2 Stage», «Celtx» и самая популярная среди кинематографистов «Final draft». В бесплатных версиях они позволяют, в лучшем случае, только писать сценарий, но в коммерческих версиях данные программы позволяют формировать состав персонажей, локаций, формировать ментальные карты истории и раскладывать карточки истории по актам.

Кроме этого, отдельным классом идут программы построения сюжета и разработки персонажей (Dramatic development). В число таких программ входят «Dramatica Pro», «Blockbuster», «Character Writer», «StoryView». В настоящее время развивается отечественная программа с бесплатной версией «Кит сценарист», в которой возможно удастся объединить оба класса программ, в том числе финансовые и организационные аспекты.

Для раскадровки используются «StoryBoard Quick», «Toon Boom Storyboard», «ArtRage», «Springboard». Программа «Canva» предлагает удобный конструктор сториборда с библиотекой изображений и множеством шаблонов. Есть программы трехмерной раскадровки, такие как «FrameForge 3D Studio» и «SketchUp Pro», которые могут применяться для аниматики за счёт возможности быстрого создания упрощенной 3D анимации.

Для создания атмосферных сцен зачастую необходимо выйти из помещений, но подбор природных локаций очень сложен и дорог. Сложность прогнозирования погоды на момент съемок является одним из значимых рисков. Съемочная группа может проживать недели, рядом с локацией, дожидаясь наступления приемлемой для съемки погоды и это, конечно, скажется на бюджете картины. Существуют и другие риски, препятствующие съемкам в определенное время, включая появление других людей на локации, внезапные строительные работы или запрет властей на съемки. Чтобы исключить риски и прямые расходы на использование локаций применяются виртуальные декорации или виртуальные сцены. Для создания ландшафтных декораций, например, применяются такие программы как «World Machine», «World Creator» стоимостью от 120 до 140 $. Программы позволяют создавать профессиональные природные сцены для индивидуальных дизайнеров, а в дорогостоящих вариантах и для крупных кинопроизводственных компаний. Для начинающих кинопроизводителей достаточно использовать бесплатный редактор «Blender», в котором можно использовать композицию процедурных генераторов ландшафта из шума Перлина и усложнять ландшафт программными модулями симуляции водной и ветровой эрозии. Ландшафт можно насытить процедурными генераторами снежного покрова и растительности в зависимости от структуры склонов.

Формирование сложных сцен из ландшафтного окружения в сочетании с моделями построек, интерьерами и предметами полностью в трехмерном пространстве является трудноисполнимой задачей при низком бюджете, равно как и создание сложного бутафорного реквизита с построением физических декораций. Задача продюсера оценить свои возможности и исключить из производства высокозатратные процессы.

Если нет возможности работать на множестве локаций, значит необходимо использовать павильонную съемку с зеленым фоном для создания полностью управляемой сценической среды. Для этого применяются технологии тонкой настройки абриса по хромакею, которые можно использовать в программах нелинейного монтажа «Adobe Premier», «Sony Vegas». Если требуется сделать передний план и несколько задних планов вместо обычного фона, то вместо отрисовки трехмерной сцены можно использовать удобную систему построения планов с параллаксом от движущейся камеры в «Adobe After Effects». Программа позволяет учитывать движение камеры в реальном времени, если на окружении присутствуют характерные точки. Однако, если все-таки требуется использование трекинга камеры не только вбок или вперед, то потребуется построение маскирующих элементов сцены в трехмерной программе, например в бесплатной программе «Blender» или в профессиональных «3DS Max», «Cinema 4D», «Houdini». Для начинающих групп с ограниченным бюджетом вполне подойдет «Blender», для которого создано достаточно много учебных материалов по построению виртуальных сцен с трекингом камеры в виртуальном пространстве.

Другой сложностью при производстве фильмов является построение сложного художественного грима и масок персонажей, а в идеале полных виртуальных аватаров, способных передавать движения актеров и тонко отображать драматическую мимику актера на виртуальном лице аватара, имеющего другой масштаб и форму. Появилось множество инструментов трекинга нарисованных меток на лице актера и их адаптации к форме виртуальной маски. Программа «Faceshift» от Autodesk, например, позволяет использовать вместо меток видеокамеру глубины Kinect, позволяющей в реальном времени оценивать форму лица и грубо отслеживать изменение мимики. В «After effects», «3DS Max», «Cinema 4D» и даже в бесплатном «Blender» есть инструменты называемые «face tracking», позволяющие распознавать движение характерных точек на лице или теле актера и затем морфировать виртуальную трехмерную маску или элементы тела актера в соответствии с наблюдаемыми деформациями на исходном объекте. Бесплатные модули в «Blender», к сожалению, требуют намного больше ручной работы, чем в профессиональных пакетах, поэтому продюсер должен оценивать технические особенности программных пакетов, которые могут значительно увеличить временные расходы на проект и снизить интерес участников к проекту. Иной раз лучше приобрести профессиональный или полупрофессиональный программный пакет, способный корректно и быстро отслеживать трансформацию движений и мимики актеров, чем тратить огромное время на рутинную работу, оставляя больше времени на проработку характера и драматичности.

В дополнение к визуальному контенту важным элементом вовлечения зрителя в атмосферу произведения является звуковое и музыкальное оформление. Начинающие режиссеры, порой не придают значения звуковой картине, стараясь использовать звукозапись с места съемки или стоковые звуки, которые слишком распространены. Очень важно во время съемки на месте собрать качественную библиотеку звуков, производимую окружением на локациях, либо сформировать собственную библиотеку звуков под содержание картины. Использование стоковых музыкальных композиций также портят впечатление о картине, если один из зрителей случайно узнает повторение музыкальной темы из другого фильма, поэтому не стоит пренебрегать привлечением композиторов и звукооператоров еще до начала съемок, чтобы подготовиться к выезду на локации со специализированным звукозаписывающим оборудованием и создать качественный звуковой материал, отражающий характер и атмосферу фильма в соответствии с режиссерским замыслом.

Таким образом, перед началом проекта, задача продюсера короткометражного фильма состоит в том, чтобы сформировать карту распределения перечисленных в этой статье ролей между участниками. Нельзя ответственность за все работы полностью возлагать на себя или перегружать отдельных членов команды. После определения состава участников проекта продюсер вынужден учитывать квалификацию самих участников. Зачастую, именно участники дебютных проектов определяют выбор технологий производства и определяют требования к ресурсам, которые могут быть задействованы при производстве. При использовании цифровых инструментов нельзя полагаться на то, что вместе со специалистом в команде появится и профессиональный инструментарий, и аппаратное обеспечение, и должная квалификация.

Как видно из статьи, не всё, что дешево стоит, позволяет сэкономить. Бесплатные программные пакеты содержат множество рисков, которые могут ударить по боевому духу команды из-за удлинения сроков работ. Рутинные операции по построению виртуальных локаций и виртуальных аватаров, по созданию звуковых картин могут быть не завершены в полном объеме, в том числе из-за необходимости пересъемки каких-то кадров. Время является более дорогостоящим фактором, нежели инвестиции в качественные инструменты производства. Съемка на сотовый телефон со стабилизатором, вместо съемки на профессиональную видеокамеру на кране или спецмашине может немного снизить качество картинки, но при этом команда и зритель могут быть удовлетворены результатом работы, если зритель будет захвачен интересом к сюжету и будет сформирована эмоциональная атмосфера.

В связи с этим, при предварительной подготовке к запуску проекта, продюсер должен обеспечить не только процесс приобретения качественных инструментов кинопроизводства, но и обучение членов творческого коллектива работе с этими инструментами. Только после полного освоения инструментария, когда участники почувствуют в себе силы принять на себя ответственность за сроки выполнения работ точно по плану, режиссер короткого метра может приступить к старту съемочного процесса.

 

Библиографический список

 

  1. Earnshaw, R. State of the Art in Digital Media and Applications // Springer Briefs in Computer Science, 2017. - p.29-44.

  2. Wright, S. Digital Compositing for Film and Video - New York, 2017. – 576 p.

 

DIGITAL SHORT FILM PRODUCTION TOOLS

 

Rodionova J.V., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. In this article are discussed the digital tools that can be used by creative teams to proactively create short films in the absence of external funding. Digital technologies of filmmaking, on the one hand, can significantly reduce the cost of producing a short film, on the other hand, to ensure the result at the level of world standards. The article shows that free software does not always allow to save money on film production. Conclusions are made and recommendations are given for organizing work on the launch of production of short films on an initiative basis.

Keywords: short film, digital filmmaking technologies, virtual avatar, terrain generator, virtual stage.