Номер
711.4.01(571.14)
БЛАГОУСТРОЙСТВО УЛИЦ И МАГИСТРАЛЕЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

Ласкарис П.В., доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье представлены возможности регулирования благоустройства основных магистралей и улиц г. Новосибирска. Определены перспективные направления преобразований городской среды. Задача этой программы, в составлении рекомендуемого регламента для обеспечения удобной городской среды, где приоритетом являются пешеходы и люди разных возрастных категорий и траектории их передвижения.
Известно, что велосипед на дороге вызывает не заслуженное раздражение у водителей, из-за непредсказуемого движения. Нужно повысить ответственность за правильное движение на велосипедах и самокатах, с соответствующими регистрационными номерами и штрафами. Возможно создание общей разрешённой схемы движения на велосипедах по всему городу и вылетным магистралям.
Основная проблема всех улиц и магистралей, это качество дорожных и тротуарных покрытий. Очевидно, что каждый год, весной и осенью, на одних участках асфальт и тротуарная плитка нормально держит нагрузку, а на некоторых образуются одинаковые просадочные и деформационные разрушения. Чтобы компенсировать подобные недостатки, необходимо проектировать ремонты
всех покрытий по более сложной и современной системе.

Ключевые слова: Пешеходное и велосипедное движение, магистрали, удобные траектории движения, качество дорожных и тротуарных покрытий.

Актуальность обновления и преобразования в благоустройстве улиц и зон отдыха города Новосибирска в том, что, с одной стороны, городская среда безнадежно устарела по сравнению с новыми преобразованиями в социальной среде, а с другой, новые коммерческие структуры безжалостно заполняют все возможные пространства и территории, не оставляя ничего для нормального или даже минимального удобства на улицах и в парках.

Проблема больших объёмов строительства новых огромных предприятий торговли, установка рекламных носителей, и строительство новых коммерческих жилых районов давно превысило естественную социальную потребность, а парки, зоны отдыха и благоустройство улиц с трудом сохраняются, и тенденция их разрушения и деградации продолжается.

Гипотеза, или концепция нормального развития городской социальной среды состоит в региональных преобразованиях в новом управлении и содержании городских территорий и магистралей. И это не смена приоритетов финансирования, а это новые региональные нормы, дающие возможность регулировать и управлять городским хозяйством рационально. Тенденция планомерного и комплексного развития всех объектов городских пространств может спасти наш город от характеристики скучного, некрасивого и неудобного сибирского города.

Целью этой программы является обеспечение удобной городской среды, где приоритетом являются пешеходы и люди разных возрастных категорий и траектории их передвижения. Отсюда вытекает задача – составление рекомендуемого регламента для оформления и благоустройства улиц и магистралей города в параметрах тротуаров, газонов, велосипедных дорожек, площадок отдыха, освещения, дизайнерских функциональных объектов, рекламных установок, садов и парков.

В качестве метода новых преобразований выступает установка новых параметров и ширины тротуаров, количество и степень дизайнерского оформления, где все ключевые пересечения магистралей – площади - имеют дизайнерские или масштабные художественные объекты и площадки отдыха. Необходимо создание проектной и контролирующей групп архитекторов, принимающих решения преобразований городской среды. В каждом предприятии обслуживания городских территорий, помимо дворников, необходима сезонная ставка садовника, для обслуживания зелёных насаждений.

Горожанам сделали благоустройство набережной, но там не хватает художественных или дизайнерских решений. В центральной части города присутствуют киоски, большие рекламные установки, которые стоят не функционально, перекрывая траекторию движения пешеходов. Такое городское оформление больше раздражает пешеходов, чем радует. На рис. 1 и рис. 2 видно неудачное размещение павильонов на Красном проспекте и по ул. Большевистской.

Рис. 1. Павильон «СБЕР» на Красном Проспекте

Рис. 1. Павильон «СБЕР» на Красном Проспекте

 

Рис. 2. Тротуар ул. Большевистской перекрыт коммерческими контейнерами и ящиками. Траектория движения пешеходов здесь невозможна.

Рис. 2. Тротуар ул. Большевистской перекрыт коммерческими контейнерами и ящиками.
Траектория движения пешеходов здесь невозможна.

 

Возможно создание типовых функциональных схем для установки арт-объектов и рекламных установок, а также создание количественного регламента на установку арт-объектов и рекламных установок на улицах, в парках и площадях. Подобный справочник типовых решений для благоусройства в городе Москве давно создан [1]. На основе этого примера в Новосибирске нужен подобный справочник, но другой, с учётом более сложных геологических и климатических условий. В этом справочнике необходимо установить регламент на размеры рекламных установок и их количество, и регламент на формирование площадок отдыха граждан и пешеходов с зонами МГН, вдоль основных улиц.

Большинство основных магистралей города используются владельцами личного и грузового транспорта как парковки. Они препятствуют работе уборочной техники и зауживают проезд во время интенсивного транспортного движения, как видно на рис. 3.

Рис 3. Улица Станиславского является ночной парковной для грузовых автомобилей, которые невезможно убрать эвакуатором.

Рис 3. Улица Станиславского является ночной парковной для грузовых автомобилей, которые невозможно убрать эвакуатором.

 

Против этого есть отличное решение, не требующее больших финансовых расходов. Предлагается отделить, с разметкой на крайней части дорог, велосипедную зону шириной 1,2 м. Сейчас велосипедное движение в нашем городе происходит не только летом, но и зимой, количественный состав только в велосипедных клубах насчитывает более 6-7-и тысяч, и это те, кто передвигаются на велосипедах по проездам и магистралям. Назрела острая необходимость в создании зон и регулирования движения на велосипедах и гироскутерах. Не везде есть для этого возможность, и это мероприятие предполагает административное участие городских дорожных служб и ГАИ. Основная проблема состоит в том, что нет точных правил велосипедного движения на транспортных развязках, съездах и перекрёстках, когда велосипедист едет в транспортном потоке. Эти правила необходимо разрабатывать с участием заинтересованных представителей велосипедных клубов и спортивных ведомств. Велосипедисты двигаются со скоростью 25-35 км в час. Для пешеходов на тротуарах такая скорость опасна и вызывает состояние испуга. Надо отправить всех, у кого скорость выше 10 км в час на проезды, и создать для них соответствующие зоны движения. Известно, что велосипед на дороге вызывает не заслуженное раздражение у водителей, из-за непредсказуемого движения. Нужно повысить ответственность за правильное движение на велосипедах и самокатах, с соответствующими регистрационными номерами и штрафами. Возможно создание общей разрешённой схемы движения на велосипедах по всему городу и вылетным магистралям.

Основная проблема всех улиц и магистралей, это качество дорожных и тротуарных покрытий. Очевидно, что каждый год, весной и осенью, на одних участках асфальт и тротуарная плитка нормально держит нагрузку, а на некоторых образуются одинаковые просадочные и деформационные разрушения. У населения распространено мнение, что это зависит от качества работ подрядчиков и контролирующих организаций, но это незначительная часть реальных причин. Основная проблема в том, что традиционная дорожная конструкция не выдерживает современную транспортную нагрузку, и просадочные грунты под дорожными покрытиями превращают некоторые участки в бесконечные провалы для песка и щебня. Чтобы компенсировать подобные недостатки, необходимо проектировать ремонты всех покрытий по более сложной и современной системе. В первую очередь надо обеспечивать водоотвод и гидроизоляцию не только с поверхности покрытий, но и с трамбованного грунтового корыта содержащего конструкцию покрытия. В этом поможет дренажная система на проблемных участках. Проектное обследование состояния дорожных покрытий даст технические условия для проектирования ремонтных работ. И будут выявлены все проблемные участки. В первую очередь это перекрёстки и остановки пассажирского транспорта. При торможении нагрузка от тяжёлого транспорта усиливается, и мы видим, что основные повреждения и глубокие лужи во время осадков находятся в таких местах. Усиление проблемных участков конструкций покрытий не избавит от ремонта полностью, но позволит предсказуемо уравнять ресурс всего комплекса дорог в целом, и избавиться от мелких ремонтов. Затраты будут предсказуемы. А эксплуатационные удобства магистралей станут качественно нормальными и безопасными.

Тротуарная плитка тоже имеет существенные недостатки, похожие с недостатками асфальтовых покрытий. Провалы и неровности возникают по многим причинам, и основная в том, что ливневые осадки проходят сквозь плитку и песчаный слой и образуют в грунтах под покрытием просадочные "грязевые" участки. Чтобы покрытие было долговечным, надо выполнить гидроизоляцию в слоях покрытия и обеспечить поверхностный водоотвод, или заложить дренаж с трамбованного грунтового корыта содержащего конструкцию покрытия. Сама тротуарная плитка везде не выдерживает циклы сезонных промерзаний, из-за высокой степени водопоглощения. Необходима качественная пропитка гидрофобизаторами при изготовлении тротуарной плитки. Наш климат не прощает ошибок производства, и наши улицы находятся в постоянном ремонте.

Вывод очевиден, реформы в содержании улиц и магистралей города необходимы для безопасного, удобного движения транспорта, пешеходов и велосипедистов. Создание рекомендаций технического, функционального, эстетического и художественно-дизайнерского уровня оформления улиц и площадей поможет поднять статус нашего города как столицы Сибири.

 

 

Библиографический список

 

  1. Альбом типовых решений (стандартов) комплексного благоустройства территории «вылетных» магистралей города Москвы. (ГУП "Главное архитектурно- планировочное управление Москомархитектуры")

 

IMPROVEMENT OF STREETS AND HIGHWAYS

OF THE CITY OF NOVOSIBIRSK

 

Laskaris P.V., Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The following article presents the possibilities of regulating the improvement of the main highways and streets of Novosibirsk. The promising directions of transformations of the urban environment are determined. The task of this program is to draw up recommended regulations to ensure a comfortable urban environment, where pedestrians and people of different age groups and their trajectories are a priority.

It is known that a bicycle on the road causes not deserved irritation among drivers, due to unpredictable movement. There is a need to increase responsibility for the correct movement of bicycles and scooters, with appropriate registration numbers and fines. It is possible to create a general permitted pattern of cycling throughout the city and outbound highways.

The main problem of all streets and highways is the quality of road and sidewalk surfaces. It is obvious that every year, in spring and autumn, in some areas asphalt and paving slabs normally hold the load, and in some areas the same subsidence and deformation fractures are formed. To compensate for such shortcomings, it is necessary to design the repairs of all coatings according to a more complex and modern system.

Keywords: Pedestrian and bicycle traffic, highways, convenient trajectories, quality of road and sidewalk surfaces.