Номер
74.01(571.14)
ДИЗАЙН КАК ИНСТРУМЕНТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БРЕНДИНГА НАУКОГРАДОВ НОВОСИБИРСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

Гамалей А.А., кандидат архитектуры, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. Рассматривается влияние средового дизайна на формирование имиджа города на примере Новосибирского Академгородка. В статье выделены факторы, оказывающие влияние на брендинг территории. Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей формирования брендинга территории на основных этапах её развития.
В результате были определены перспективные направления развития брендинга территории на основе креативных дизайн концепций организации предметно-пространственной среды.

Ключевые слова: Брендинг территории, дизайн предметно-пространственной среды, Новосибирский Академгородок.

В настоящее время развитие наукоградов Новосибирской агломерации вызывает интерес не только в Российской Федерации, но и за рубежом. Это обусловлено уникальной ролью Новосибирского Академгородка в развитии науки и в социально-культурной жизни региона и страны в целом.

Каждый научный центр Новосибирской агломерации обладает уникальной архитектурной средой, ландшафтом, историей.

Тема влияния средового дизайна на формирование имиджа города – относительно новое направление исследования городской среды, поэтому с научной точки зрения данная тема мало изучена. Некоторые аспекты создания регламентирующих документов благоустройства уличной среды рассмотрены в работах Н.С. Калининой, Е.В. Коневой, О.Б. Свешниковой, С.А. Хасиевой и др. Среди зарубежных авторов следует отнести к теме разработки дизайн-кода работы Р. Арнольд, П. Пелликан. Практический интерес представляют разработки отечественных проектных бюро и студий, таких как ООО «КБ Стрелка», студия А. Лебедева.

В настоящей работе рассматривается влияние дизайна среды на территориальный брендинг наукоградов на примере Новосибирского Академгородка.

Проблемой исследовательской работы является изучение влияния дизайн каркаса архитектурной среды Новосибирского Академгородка определяющего его идентичность, имидж и уникальность. Под дизайн каркасом архитектурной среды понимается как комплексное эстетическое освоение открытых пространств, так и целостное предметное наполнение и система визуальных коммуникаций.

Дизайн и архитектура вместе образуют основу предметно-пространственного окружения. Архитектура формирует её стабильный каркас, определяющий планировочную и функциональную структуру, дизайн – предметное наполнение, служащее изменяющимся программам деятельности [1]. Таким образом дизайн может стать инструментом территориального брендинга архитектурной среды, отвечающего современным тенденциям городского развития и планирования.

Целью научно-исследовательской работы является изучение предметно-пространственной и архитектурной среды Новосибирского Академгородка.

В соответствии с поставленной целью в исследовании были поставлены ряд задач:

– выявление факторов, оказывающих влияние на формирование имиджа и социально-культурного статуса академгородка;

– анализ современной архитектурной и предметно-пространственной среды наукограда с позиции их влияния на имидж Новосибирского Академгородка;

– определение перспективных направлений развития предметно-пространственной среды.

В основу методики исследования положены: сравнительный анализ архитектурной среды на различных этапах её формирования; изучение литературных источников, анализ результатов экспериментального проектирования, выполненного в рамках курсового и дипломного проектирования кафедры дизайна архитектурной среды НГУАДИ им. А.Д. Крячкова, натурные обследования территории.

На формирование имиджа новосибирского Академгородка повлияло много факторов, из которых можно выделить архитектурно-градостроительные, функциональные, социально-культурные и природные.

На первом этапе строительства Академгородка (1957 – 1964 года) его имидж во многом определяла информационная среда – научные публикации и периодическая пресса, посвященная будущему Сибирскому научному центру.

Это был революционный и беспрецедентный шаг правительства СССР. Программа развития науки в Сибири была поставлена в ряд важнейших государственных программ (таких как покорение космоса, освоение нефтегазоносных ресурсов Западной Сибири и других) и реализовывалась в ускоренные сроки. К 1964 г. была создана первая очередь Новосибирского научного центра СО АН СССР. Был сделан серьезный шаг по территориальной децентрализации советской науки. Сибирское отделение стало первым в истории Академии наук региональным отделением.

Решающую роль в формировании имиджа и научно-культурного статуса Академгородка на первом этапе его становления сыграло и то событие, что несколько десятков ведущих ученых из престижных институтов Москвы, Ленинграда, Киева ради становления нового центра оставили столицы и переехали в Сибирь [2]. Среди них были академики М.А. Лаврентьев, С.А. Христианович, С.Л. Соболев.

На втором этапе (1964–1990 гг.) на имиджевую привлекательность Новосибирского Академгородка оказали влияние характер планировки и застройки города, общественная и рекреационная среда, комплекс зданий Новосибирского государственного университета.

К архитектурно-градостроительным факторам, повлиявшим на формирование облика научного центра, относится уникальная планировочная структура Академгородка, учитывающая сохранение природной подосновы – ценных лесных массивов, микроструктуры рельефа.

Существует мнение, что общая идея застройки принадлежит основателю Академгородка М.А. Лаврентьеву.

Концепция растворения городской застройки в природном окружении в этот период была одна из наиболее востребованных и прогрессивных как в отечественном, так и зарубежном градостроительстве.

Функционально-планировочная структура Сибирского научного центра представляет расчлененную структуры, вписанную в природную среду. Другой особенностью организации планировочной структуры Академгородка было создание системы велосипедного движения и пешеходной доступности основных мест приложения труда, отдыха и обслуживания.

Подобные модели застройки были успешно апробированы в градостроительстве североевропейских стран – Швеции, Финляндии, Норвегии. Особый интерес представляет сравнение архитектурно-планировочных структур Новосибирского Академгородка и научно-исследовательского и университетского центра в Эспоо Финляндия.

Оба научных центра имеют идентичную планировочную структуру, функциональное наполнение, численность и структуру населения, удаленность от центров агломерации (20-25 км) и время строительства 60-70-е гг. ХХ в.

Таким образом, можно сделать вывод, что «экологизированная» планировка и застройка научного центра повлияла на его имиджевую привлекательность на втором этапе его формирования и является одним из драйверов его развития и в настоящее время.

Третий этап (1990 – 2020 гг.) - формирование имиджа Новосибирского Академгородка связан с поисками его идентичности, современной айдентики, разработкой дизайн-кода архитектурной среды, брендингом территории.

На этом этапе дизайн становится фактором, наиболее адекватно и полно отражающим современные требования к имиджевой составляющей архитектурной, социальной, научно-образовательной и медийной среды Новосибирского Академгородка. Предметно-пространственное наполнение архитектурной среды и медиодизайн требуют своей проработки как на профессиональном уровне, так и в экспериментальном курсовом и дипломном проектировании.

В результате проведенного анализа факторов, оказывающих влияние на формирование имиджа и брендинга территории можно сделать несколько выводов:

– на первом этапе (1957 – 1964 гг.) строительства Новосибирского Академгородка его имидж формировался за счет сложившегося научного и социокультурного пространства, масштаба деяния, уникальности природной среды и места;

– на втором этапе (1964 – 1990 гг.) имиджевой составляющей Новосибирского Академгородка стала «экологизированная» планировочная архитектура, включающая в себя сохраненную природную среду, близость искусственного водохранилища и уникальность основной градообразующей функции Академгородка как города науки;

– третий этап (1990 – 2020 гг.) связан с определением и развитием перспективных имиджевых дизайн концепций среды и медиопространства, отвечающих особенностям формирования новых направлений научного развития и определяющих креативных технологий.

 

Библиографический список

 

1. Зобов Р., Мостепаненко А. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусств. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л.: Наука, 1974. С. 24–53.

2. Вишневская Т.Н. Сибирское отделение Российской академии наук. – Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1999. – 176 с: ил. стр. 16.

 

 

DESIGN AS A TOOL FOR TERRITORIAL BRANDING OF SCIENCE CITIES IN THE NOVOSIBIRSK AGGLOMERATION

 

Gamaley A.A., Candidate of Architecture, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The influence of environmental design on the formation of the city's image is considered on the example of the Novosibirsk Academgorodok. The article highlights the factors that influence the branding of the territory. The scientific novelty of the research lies in identifying the features of the formation of the branding of the territory at the main stages of its development.

As a result, promising directions for the development of branding of the territory were identified on the basis of creative design concepts for organizing the subject-spatial environment.

Keywords: Branding of the territory, design of the subject-sp