Номер
УДК 719+711.13 (574.5)

ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ НА ЗЕМЛЯХ ДРЕВНЕГО ОРОШЕНИЯ ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА

А.Н. Юсупов, К.Е. Иманалиев
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, г. Шимкент, Казахстан
Е.Н. Лихачев
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, г. Новосибирск, Россия

 

Аннотация. Рассмотрены факторы реконструкции историко-культурных и природных памятников на землях древнего орошения Южного Казахстана и роль памятников в процессе ускоренного освоения территории региона в рамках возрождения Шелкого пути. Проведен анализ экосистем и названий поселений – топонимов земель древнего орошения, сгуппированных по основным типам. Определены основные задачи постепенного восстановления историко-культурных и природных памятников на землях древнего орошения Южного Казахстана.

Ключевые слова: реконструкция, историко-культурные и природные памятники, земли древнего орошения, освоение территории, Южный Казахстан.

 

     1. Исторический анализ. Развитие сельского хозяйства в условиях Центральной Азии в целом и Южного Казахстана в частности непосредственно связано с освоением земель древнего орошения в сухих руслах Сырдарьи, Амударьи и других рек площадью более 8 млн га. Земли древнего орошения не только высокопродуктивные территории повышенной рентабельности, но и колыбель ушедших цивилизаций. Здесь сосредоточены ареалы историко-культурных и природных памятников (IV в. до н.э. – ХVІІІ в.). Самыми яркими являются города античного периода и средновековья: Отрар, Дженд, Сауран, Янгикент, Шахсанем, Аккала и сотни других , в том числе с памятниками садово-паркового искусства. Запустение земель древнего орошения в регионе вызвано историко-социальными факторами и природно-климатическими изменениями, связанными с переносом русел рек. Так как земледелие базировалось на искусственном орошении, одна опустошительная война была способна обезводить страну на целые столетия и лишить ее цивилизации [1].

     Важными аспектами реконструкции этих памятников являются: включение историко-культурных и природных памятников как потенциальных и ключевых элементов в региональную систему расселения Южного Казахстана; строительство новых водохранилищ в низовьях рек Коксарай, Сырдарьи, использование ресурсов подземных и сточных вод, капельного орошения и других современных мелиоративных технологий; ускоренное освоение территории в рамках возрождения Шелкового пути, поддерживаемое ЮНЕСКО как путь прогресса и международной интеграции стран евразийского пространства. Следует отметить, что транспортный коридор Шелкового пути, связывающий Западный Китай с Западной Европой, пролегет через земли древнего орошения Южного Казахстана. Живописные руины городов и многие памятники, расположенные в зоне видимости и доступности автодорог, будут притягивать инвестиции, население Центральной Азии и зарубежных туристов.

     Восстановление этих городов и других памятников следует выполнить вкупе с прилегающими экосистемами, с растительным и животным миром. На равнинах земель древнего орошения как в древности, так и в настоящее время существуют три основные экосистемы. Функционирование и видоизменение экосистем зависит от исторически сложившейся структуры рельефа и его водообеспеченности. Экосистемы были основным фактором расселения в исторические этапы, по степени биологической продуктивности они подразделяются на следующие виды:

  • тугайские экосистемы, формирующиеся в долинах и низовьях рек с богатой фитомассой (300 т/га) и животным миром;

  • пустынно-песчаные экосистемы, с достаточной фитомассой (несколько десятков т/га), особенно в исторически сложившихся ареалах с соответствующим животным миром;

  • глинисто-такырные экосистемы, образованные на иловых заносах Сырдарьи, Амударьи и других малых рек с умеренной фитомассой (5–8 т/га), здесь растительный и животный мир привязаны к оврагам холмистых гряд, колкам и т.п., обладают большим агроирригационным потенциалом, здесь большое количество рассредоточенных историко-культурных и природных памятников (ИКПП) с агроирригационными планировками [6].

     Анализ с применением метода совмещения природных ареалов и антропогенных ландшафтов показал, что на каждом историческом этапе на формирование структуры расселения решающее влияние оказывали особенности структур экосистем. В период неолита размещение поселений определялось тугайными экосистемами, богатыми растительным и животным миром в низовьях древнейших русел Сырдарьи.

     В период бронзы и античности развитие производительных сил обусловило возникновение земледельческих поселений на глинисто-такырных экосистемах. Поселения размещались на локальных высотах, возвышенных равнинах плато, преимущественно у гидрологических и ботанических объектов, которые не поддавались орошению и использовались в основном для хозяйственно-бытовых нужд. В этот период зародилась градостроительная культура, отраженная в городище Чирик рабат, Жетыасар, Койкрылганкала, Топрак-кала, Джанбас-кала. Ареалы тугайных, пустынно-песчаных экосистем были хозяйственно-охотничьими угодьями.

     Для периода средневековья (Х–ХІІІ вв.) характерно выпрямление расселения вдоль караванной трассы Хорезм-Туркестан, где использовались ареалы экосистем, агропланировки и крепости предшествующих периодов. Сохранились руины древних городов с садово-парковыми комплексами, мечети, отдельные замки – Дженд, Сырлытам, Кум-кала и мн. др. В высохших руслах Амударьи сохранились города с садово-парковыми комплексами – Ак-кала, Вазир. До опустения исследуемой зоны в бассейне Сырдарьи в ХІХ в. основными факторами расселения были агроирригационные ландшафты, ареалы экосистем и покинутые поселения предшествующих периодов, что осталось характерным и для позднего периода. Окрестности отдельных историко-культурных и природных памятников были устойчивыми зонами расселения на протяжении многих исторических периодов. Покинутые окрестности ИКПП в результате социальных потрясений повторно заселялись в том же порядке спустя тысячелетия. Повторно использовались стройматериалы, ограждающие конструкции и фортификационные сооружения древних поселений: Чирик-рабат, Дженд, ареалы экосистем у Дайрабай калы и мн. др.

     2. Анализ топонимов. Анализ исторических ландшафтов и природных памятников с применением «метода совмещений» позволил установить, что ландшафтные ареалы отдельных ИКПП являлись средоформирующими «оазисами» – устойчивыми объектами расселения, которые формировались с учетом экологии, экономики, градостроительства в условиях орошаемого земледелия. В настоящее время в результате «смены социально-экономических функций ландшафтов» средоформирующие «оазисы» перешли в ранг памятников природы, истории, археологии, архитектуры и градостроительства и приобрели социально-культурный потенциал.

     На землях древнего орошения к экосистеме привязаны названия поселений – топонимы. Роль последних для выявления особенностей ландшафта высоко ставил В.П. Семенов-Тяньшанский. Он писал: «…народ невольно и очень верно и последовательно отражает в названиях своих селений характерные особенности того естественного географического пейзажа, среди которого ему приходиться жить… Предмет, первоначально давший это название, может исчезнуть с лица, но название селения останется за ним до тех пор, пока будет существовать само селение. Вот почему на карте России обычны такие имена населенных пунктов: Боровое, Горки, Озерки, Каменка и др.» [2].

     Анализ топонимов земель древнего орошения проводился в основном на территории Южного Казахстана. Все топонимы земель древнего орошения можно разделить на 5 основных типов.

u1

     Общая сумма географических названий, связанных с влиянием ИКПП на названия населенных пунктов, составила 76,5%. Этот факт позволяет предположить, что определенную роль при формировании традиционного расселения на территории Южного Казахстана играли объекты ИКПП.

     Первую группу составляют населенные пункты, названия которых связаны с историко-культурными событиями, пребыванием и деятельностью исторических личностей. Это исторические высоты и возвышенности, где происходили народные собрания. В эту группу можно отнести и имена легендарных личностей, древние города и уникальные исторические объекты.

     Вторую группу составляют населенные пункты, расположенные у гидрологических объектов: у ключей, колодцев, мелких озер и рек. Опасность затопления заставляла селиться чаще не на берегу крупных рек, а на притоках или каналах, у родников или колодцев. Населенные пункты, расположенные на возвышенностях, каменных обнажениях, на характерных участках рельефа, составляют третью группу, а поселения у ботанических объектов – четвертую группу. Подобно культу высот, роща и отдельные деревья были объектами культа у всех народов (например, священное дерево Ромула, которому римляне поклонялись). В Средней Азии и Казахстане распространен термин «машат» – святилище. Научно доказано, что в основе почитания природных объектов лежал более древний культ деревьев, рощ, источников, камней. Это слово в виде синонимов (Машат) очень часто встречается в топонимике Средней Азии и Казахстана.

     Последнюю группу составляют населенные пункты с названиями зоологического происхождения. Многие из них в настоящее время находятся на территории заповедников, заказников – Аксу-Жабаглы, Бидайтугай, Каракуль.

     3. Особенности восстановления памятников. Таким образом, в значительной мере ориентиром традиционного расселения были объекты ИКПП. Стремление отыскать благоприятное место в условиях аридной зоны, подобно человеку, ищущему тень в условиях пустыни, диктовало свободное расселение у микрокомплексов ИКПП, которые в совокупности создавали благоприятную и своеобразную жилую среду. ИКПП постепенно стали неотъемлемой частью народной культуры и градостроительства [3].

     Ниже приводится описание характерного исторического города – Саурана, руины которого расположены на трассе автобана вблизи города Туркестан.

     Первые упоминания о Сауране относятся к средневековью. Известный арабский географ ал-Макдиси характеризовал его так: «Сауран (Савран, Сабран) – большой город, окруженный 7 стенами одна за другой, а в нем есть рабад, соборная мечеть находится во внутреннем городе. Он – пограничная крепость». Впоследствии о городе упоминают как о крупном культурном и торгово-ремесленном центре на юге Казахстана. В первой половине ХІV в. Сауран был столичным центром государства Ак Орды. Сауран обстоятельно описан историком, который называет его «необыкновенно приятным городом». Ценные сведения о городе содержатся в мемуарах поэта и писателя Васифи, жившего здесь в 1514–1515 гг. Он описывает необычайное для этих лет кяризное водоснабжение. Кяризы – подземные галереи, через которые выводятся наружу подземные воды. «Подобных им, – замечает Васифи, – не видели люди, объехавшие весь мир на суше и на море. У истоков кяризов находилось водохранилище. На участке земли, орошаемой виноградниками и хозяйственными постройками». Сауран был для своего времени хорошо укреплен благодаря оборонительным сооружениям, обеспеченности водой и продовольствием, оружием город мог выдержать осаду в течение нескольких месяцев. Жизнь в Сауране продолжалась вплоть до конца ХVІІІ в., но в это время город превратился в «мелкое местечко около Туркестана» [4].

     Следует отметить, что историко-культурные и природные объекты земель древнего орошения экологично вписаны в топографию местности, оживляют сельский пейзаж, запечатлены в сознании этноса как образы родной земли. Эти объекты являются средоформирующими оазисами земель древнего орошения, подлежат восстановлению и использованию в современной архитектуре.

     Предпосылками для этого служат необходимость охраны и использования ценных биоценозов и историко-культурных памятников, этническая ценность ИКПП для коренного населения. Об этой связи академик Ю.В. Бромлей пишет: «Характерные особенности географической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказывают также определенное влияние на формирование отдельных сторон духовной культуры и психологического склада этноса. Это находит свое косвенное выражение прежде всего в отдельных специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности быта народа, связанные с характерными чертами его развития. Ландшафты этнической территории запечатлеваются в сознании населяющих ее людей в виде представления о родной земле» [5; 7].

     Основными задачами постепенного восстановления историко-культурных и природных памятников на землях древнего орошения Южного Казахстана являются:

     1. Определение критериев оценки и выбора объектов ИКПП Южного Казахстана для организации экспозиционной трансграничной зоны на Шелковом пути. Научное изучение наиболее значимых и находящихся вблизи современных населенных пунктов археологических объектов.

     2. Определение методов реставрации, консервации, сохранения и использования уникальных археологических, историко-культурных и архитектурных памятников Южного Казахстана, имеющих особое значение для национальной истории и истории региона.

     3. Создание научно-популярных фильмов о памятниках (в 3D программах). Изготовление миниатюрного макета городищ (в М 1:25).

     4. Содействие в расширении инфраструктуры туризма. Организация мест кратковременного отдыха туристов у подножия руин средневековых городов. Использование мобильных выставочных сооружений (юрт), для демонстрации научно-популярных фильмов, макетов, проведения образовательных и культурных мероприятий. Организация конных, караванных маршрутов по объектам ИКПП, восстановленным садам и паркам.

     5. Постепенная реставрация руин городов с выявлением выразительных фрагментов (ворота с башнями и частью крепостной стены, характерные жилые дома средневековья и др.).

     6. Организация агрорекреационных поселений на основе сочетания рекреационной и сервисной деятельности с деятельностью крестьянских фермерских хозяйств [6].

     Заключение. Таким образом, постепенное восстановление архитектурно-художественного облика памятников на землях древнего орошения Южного Казахстана откроет новые возможности для формирования полноценной историко-культурной и предметно-пространственной среды на Шелковом пути, будет способствовать качественному преобразованию сельской среды жизнедеятельности.

u2

 

Библиографический список

 

1. Толстов С.П. По древним делтам Окса и Яксарта. – М., 1960. – 175 с.

2. Мурзаев Э.М. География в названиях. – М., 1982. – 20 с.

3. Квасов А.Ф., Юсупов А.Н. Народное культурное наследие и сельское расселение на землях древнего орошения // Известия вузов. Строительство и архитектура. – 1982. – № 2.

4. Байпаков К. Великий Шелковый путь на территории Казахстана. – Алматы, 2007. – 90 с.

5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983.

6. Юсупов А.Н. Историко-культурные и природные факторы в процессе формирования сельского расселения (на примере мелиорируемых земель реки Сырдарьи): дис. ... канд. архитектуры. – М., 1985.

7. Хасан У. Архитектурная консервация как средство культуры // Архитектурные исследования. – 2015 (март).