Номер
Раздел
711.4(571.14)
ИНДЕКС ИНТЕГРАТИВНОСТИ В СЕТЕВЫХ МОДУЛЯХ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

Правоторова А.А., кандидат архитектуры, доцент

Гержан Е.В., магистрант

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусствимени А.Д.Крячкова

Аннотация.  В статье рассмотрены условия, определяющие интенсивность взаимодействия городского каркаса и сетевых модулей с нарушенной овражными зонами планировочной структурой. На основе анализа модулей, выделен показатель – индекс интегративности, отражающий степень взаимодействия модулей и элементов городского каркаса. С помощью показателя индекса интегративности составлена классификация модулей и выявлены модули с высоким уровнем интеграции.

Ключевые слова: город, каркас города, городская структура, сетевое пространство, интеграция, сетевой модуль

Любой город, особенно крупный или крупнейший, имеет сложное, многоуровневое, динамично изменяющееся устройство. А.Э. Гутнов в своей каркасной теории представил его в виде каркаса, состоящего из «Узлов», образующихся на пересечении транспортных магистралей, «Линий», формирующихся вдоль магистралей между «Узлами», «Ткани» (территории между функционально насыщенными «Линиями) и «Сети» - обширной территории между «вылетными» магистралями [3]. Активнее всего меняют свою структуру и наращивают темпы развития важнейшие для города «Узлы», «Линии» и участки «Ткани». В зависимости от степени развитости им присваивается первый, второй или третий порядок. Они чаще всего попадают в поле зрения исследователей. Сегодня можно найти десятки публикаций, в которых описываются процессы, происходящие в этих элементах городского каркаса.

Обширные участки городской территории, включенные в «Сеть», на первый взгляд малодинамичны. Вместе с тем, они имеют сложную структуру, и их вклад в развитие городского устройства заслуживает не меньшего внимания.

Во-первых, потому что «Сеть» постепенно становится все более функционально и планировочно разнообразной. Во-вторых, потому что все чаще она становится резервной территорией для выноса из центра и срединной зоны различных учреждений и предприятий общегородского значения. В-третьих, она также активно участвует в развитии всего городского каркаса.

О важности изучения процессов в сетевых районах говорят поиски новых образцов освоения свободных и развития уже застроенных городских территорий, которые осуществляют такие известные проектно-исследовательские структуры, как, например, Дом. РФ (АИЖК) и КБ «Стрелка», разрабатывающие совместно с Минстроем России «Принципы комплексного развития территорий» [7]. Выпущенные ими книги «Свод принципов комплексного развития городских территорий» в основе опираются на представление об идеальной современной жилой среде. Разработанный в этих книгах «Стандарт» должен, по их мнению, «ограничить разрастание городов, создать требования к компактной модели городов, эффективному использованию земельных ресурсов, эффективному распределению транспортной и инженерной инфраструктуры».

Поиски принципов обновления городской структуры продолжаются и в изучении устройства «Сети», которую иногда называют «большой периферией». В этих исследованиях «Сеть» рассматривают как мозаичную структуру, представленную широким диапазоном модулей (своего рода межмагистральных территорий). Модуль, не являясь ни кварталом, ни микрорайоном, тем не менее имеет одно общее для них свойство – и квартал, и микрорайон обычно ограничен с четырёх сторон улицами. При этом микрорайон - комплекс из жилых и бытовых зданий (учебные, медицинские заведения), уходящий в глубь от улицы. Квартальная же застройка предполагает формирование среды вдоль улицы, а не в ее глубине. Выбранные для исследования городские территории олицетворяют оба формата освоения городского пространства, поэтому лучше всего и укладываются в понятие «Модуль».

«Сеть» состоит из модулей с разной плотностью застройки, разной степенью освоения, разной этажностью, разным функциональным наполнением. При этом одни модули вплотную примыкают к магистралям первого или второго порядка, другие удалены от них и их граница проходит по магистралям третьего и четвертого порядка. Поэтому интеграция каждого отдельного сетевого модуля с элементами городского каркаса происходит по-своему.

Можно предположить, что каждый сетевой модуль условно повторяет эволюционный путь «Узлов» и «Линий», однако специфика «Сети» в Новосибирске имеет одну очень важную особенность. Пространство города пересекают семь оврагов разной ширины и глубины, которые, представляя собой трудно осваиваемые территории, как бы «разрезают» модули на две части. В Новосибирске выявлено около 40 таких территорий. Это обстоятельство нарушает «целостность» модуля и по предположению существенно замедляет интегративные процессы и внутри него, и при взаимодействии его с элементами городского каркаса.

Цель стать – описать результаты исследования условий, обеспечивающих процесс интеграции между отдельным модулем с нарушенной планировочной целостностью и элементами городского каркаса.

Один из ведущих процессов, определяющих жизнь города, — интеграция [6]. Выделение ее значимости основано на том, что сконцентрированные в одном месте самые разнообразные элементы городской среды (отдельные люди, социальные группы и институты, учреждения, предприятия, отдельные фрагменты городской среды и т.д.) находятся в таком взаимодействии друг с другом, при котором не только сами развивают себя, но и способствуют наращиванию общего городского потенциала. При этом происходит актуализация ресурсов каждого элемента городской структуры, появление новых структурных связей и это не разрушает существующие функции и связи, а как бы накладывается на них [5].

В результате нового состояния всей системы, её элементы приобретают новые функции и новые способы взаимодействия. «Интеграция представляет собой процесс, в котором отношения между частями социальной системы - людьми, играющими те или иные роли, коллективами и учреждениями упорядочиваются способом, обеспечивающим гармоничное их функционирование в соответствующих связях друг с другом. Интеграция представляет собой явление взаимной поддержки, взаимного содействия друг другу единиц социальной системы» [1].

В том случае, если интеграция ослаблена или протекает вяло, условия для развития всех членов городского сообщества и всех элементов городского организма резко ухудшаются. И напротив, интенсивно протекающая интеграция постоянно инициирует новое качество взаимодействующих элементов, задает новые импульсы к их развитию.

Интеграция — это многоуровневый процесс. Он может существовать между элементами модуля, между соседними модулями, между модулем и каркасным элементом (линия, узел).

Выбранные в качестве объекта исследования модули находятся в разных городских ситуациях, но все они имеют в своем составе территорию с оврагами или малыми реками. Нет сомнения в том, что для полноценного развития таким «расчлененным» модулям необходимо преодолеть имеющиеся территориальные разрывы. Таким средством, позволяющим частично снять эту проблему, являются пешеходные мосты. Они становятся важнейшим элементом пешеходного каркаса внутри модуля, соединяя две разрозненные части.

Для изучения условий, при которых происходит интенсивная или ослабленная интеграция, было отобрано 18 модулей с пешеходными мостами.

Мы предположили, что интенсивность интеграции в модуле в большей или меньшей степени зависит от ряда условий.

  1. Важнейшее условие, определяющее интенсивность взаимодействия городского каркаса и модуля, - особенности их «соприкосновения». Одни модули могут примыкать к узлу, сформировавшемуся или формирующемуся, другие расположены вплотную к «Линиям» или магистралям первого (второго) порядка. Предполагается, что это два самых  активных примыкания, потому что эти элементы каркаса представляют собой самые функционально плотные участки городской территории. Там могут размещаться учреждения и предприятия практически всех четырнадцати сфер обслуживания [2]. Менее активные варианты взаимодействия обеспечиваются примыканием модуля к менее развитым элементам городского каркаса - к узлу второго порядка, к магистралям второго и третьего порядка. Отдельно можно рассматривать модули, значительно удаленные от главных каркасных магистралей. Кроме того, хоть и редко, но встречаются модули, пересеченные магистралями третьего или четвертого порядка.

Важно отметить, что примыкание модуля к элементу городского каркаса понятие условное. В самом деле, часть «Узла» или «Линии», к которым примыкает модуль, не просто граничат с ним, а входят в его состав. Так, например, рассмотрим модуль, примыкающий к площади Калинина, образованный пересечением Красного проспекта и улицы Дуси Ковальчук. На этой площади сосредотачивается много разных функций, в том числе общегородских, что позволяет его квалифицировать не просто как пересечение городских магистралей, а как каркасный «Узел» второго порядка по классификации Гутнова. Граница модуля совпадает с границей проезжей части пересекающихся магистралей, значит все учреждения, расположенные вдоль этих улиц, входят в модуль.

Таким образом, обсуждаемое условие интеграции, зависимость от степени зрелости элемента городского каркаса, который входит в примыкающий к нему модуль, проявляется по-разному, и это позволяет уточнить гипотезу о том, что чем больше развит фрагмент каркаса, к которому примыкает модуль, чем выше его функциональный статус, и, соответственно, выше его порядок, тем интенсивнее процесс интеграции в модуле, примыкающему к этому фрагменту городского каркаса.

  1. Поскольку под внутримодульной интегацией понимается, прежде всего, взаимодействие между жилыми и обслуживающими функциями, а большая часть обслуживающих функций расположена в полосе примыкания к магистрали, существенную роль в этом процессе играют территориальные особенности модуля. Первое связано с проблемой обслуживания из-за удаленности жилых домов и учреждений друг от друга вследствие большой вытянутости модуля, или из-за больших размеров всего участка модуля. Кроме того, в исследуемых модулях удаленность увеличивают овраги и русла рек, которые пересекают модуль. Если размеры модуля велики, проблема обслуживания увеличивается, а это делает интеграцию слабее.

Можно было бы изучать модули, не включая в них трудно осваиваемые территории оврагов. Но границы их территорий диктовались функционально-планировочной целостностью модуля и прокладывались по тем городским магистралям, которые эту целостность удерживали.

Как правило, функционально-планировочная целостность задается условиями градостроительного членения территории [4].

 Все обследованные модули имеют различные размеры, и степень приближенности или удаленности всего тела модуля от магистрали. От того как проявляется это условие, зависит и интенсивность процесса интеграции.

  1. Кроме территориальных размеров участка модуля немаловажное значение для процесса интеграции имеет степень освоенности участка. Чем выше плотность населения, то есть чем больше людей живет на территории модуля, тем больше участников может быть задействовано в процессе интеграции. А это значит, что модули с малоэтажной застройкой будут иметь худшие условия для интеграции по сравнению с модулями с преимущественно многоэтажной застройкой. Общепринятым показателем, помогающим определить степень освоенности, является плотность застройки – соотношение суммы полезных площадей всех этажей всех зданий к единице территории (тыс. м2/га). Полезная площадь здания определяется в габаритах его наружных стен.

Если мысленно изъять из площади, занимаемой всем модулем овражную территорию, а потом сопоставить показатели плотности застройки на территории всего модуля и на территории, оставшейся после изъятия, можно составить представление о том, какова доля территорий, не участвующих в интегации, а требующих специальной инженерной подготовки для полноценного использования. Стал бы понятен уровень снижения интегративного ресурса модуля и его участия в развитии всего городского каркаса. Кроме того, стали бы наглядными роль пешеходного моста, объединяющего две разрозненные части и его «вклад» в процесс интеграции.

  1. Аналогично городскому каркасу внутри каждого модуля формируется свой пешеходный каркас. Как правило, он складывается естественным образом, соединяя пешеходными маршрутами жилые дома с учреждениями обслуживания и остановками транспорта. В обычном (целостном) модуле пешеходный каркас может представлять собой многовариантный «веер» маршрутов.  Деформация пешеходного каркаса, обусловленная особенностями рельефа, приводит к тому, что выбор маршрутов сужается; они как бы собираются в пучок и фокусируются на пешеходный мост, роль которого во внутренней интеграции модуля трудно переоценить.

Обсуждая функционально-планировочную  роль пешеходного моста в формировании пешеходного каркаса, необходимо отметить, что  учреждения обслуживания, размещенные в модуле, делятся на две группы:

- локального (детские, образовательные, медицинские учреждения, «магазинчики за углом»[1]);

- и городского (крупные обслуживающие комплексы, специализированные учреждения, которые доступны для горожан, не проживающих в этом модуле,  и любые  учреждения, расположенные на магистралях) значения.

Наличие локальных учреждений вносит особую остроту в проблему преодоления овражной территории, поскольку школа или детский сад, которые относятся к ним, и рассчитанным на пешеходную доступность (детский сад–300 м, школа – 500 м) располагаются, как правило, на одном из участков разделенного модуля. Именно мост, являясь структурообразующим элементом пешеходного каркаса, позволяет соединить две функционально насыщенные части модуля.

Для анализа условий, определяющих интеграцию, был разработан инструментарий, состоящий из 5 показателей (примыкание к магистралям разных порядков; плотность осваиваемой территории; коэффициент застройки; локальная функциональная ценность; городская функциональная ценность). Каждому показателю после его вычисления и численного представления приписывался соответствующий балл.  Общий показатель был назван индексом интегративности.

В результате, выделились модули с высоким индексом интегративности. Как и ожидалось, ими оказались модули, примыкающие к сформировавшемуся узлу второго порядка (на площади Калинина), к формирующемуся узлу на пересечении улиц Богдана Хмельницкого и Учительской, и бывший Сибревкомовский мост.  Все остальные модули существенно отстают по всем показателям, а значит и индекс интегративности намного ниже.

Кроме того, при анализе показателей модулей с условным изъятием овражных зон, было установлено значительное увеличение индекса интегративности у 7 модулей.  Это означало, что трудно осваиваемые территории в модулях существенно ослабляют интегративную способность сетевых элементов и их готовность к обновлению и участию в городской интеграции, а пешеходные мосты отчасти сглаживают эту ситуацию.

 

 

Библиографический список

 

 

  1. Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / Под ред. Т.Парсонса. ― М.: Прогресс, 1972.
  2. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений.― М. : Издательство: ИНФРА-М, 2017. ― С.15.
  3. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства / А.Э. Гутнов. ― М.:Стройиздат, 1984. ― с.22.
  4. Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. ― М. :КомКнига, 2006 г. ― с. 6.
  5. Правоторова А.А. Интеграция как механизм городского развития. – Гаага-Новосибирск: НГАЭиУ, 2004. ― с.16.
  6. Социально-культурные функции города и пространственная среда / [Л. С. Бахурина, В. Г. Вардосанидзе, С. Г. Кешишян и др.]; Под общ. ред. Л. Б. Когана. ― М. :Стройиздат, 1982.― с. 26.
  7. Стандарт комплексного развития территорий [Электронный ресурс] Режим доступа:https://xn--d1aqf.xn--p1ai/development/urban/printsipy-kompleksnogo-razvitiya-territoriy/Загл. с экрана.

 

 

INTEGRITY INDEX IN NETWORK MODULES OF THE CITY OF NOVOSIBIRSK

Pravotorova A.A., Сandidate of Architecture, Professor

Gerzhan E.V., MA Student

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article discusses the conditions that determine the intensity of the interaction of the urban frame and network modules with the planning structure disturbed by the ravine zones. Based on the analysis of the modules, an indicator is identified - the integrability index, which reflects the degree of interaction between modules and elements of the urban framework. Using the index of integrativity index, a classification of modules was compiled and modules with a high level of integration were identified.

Keywords: city, city framework, urban structure, network space, integration, network module.

 

[1] Так в европейских странах называют локальные торговые учреждения или учреждения первой ступени.