УДК 711.04
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА-ПОРТА ДИКСОНА

Колпакова М.Р., доктор архитектуры, профессор

Ермакова Н.Н., магистрант

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. Диксон – срединный опорный пункт Северного Морского Пути (СМП). Несмотря на то, что по результатам постсоветской политики Диксон оказался один из городов на грани выживания, на данный момент он выделен как приоритетный объект развития в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». В статье представлен анализ исторического формирования города-порта Диксона, дана оценка современного состояния и спрогнозированы перспективы грядущего роста и совершенствования поселения. Результатом анализа является обобщение полученной информации в виде основных направлений дальнейшего развития и их особенностей.

Ключевые слова: Арктика, Северный Морской путь, особенности природно-климатических условий Арктического побережья, градостроительное освоение арктической зоны, архитектурно-планировочная структура города-порта.

После перестройки в 1991 году, в результате резкого сокращения финансирования, закрытия государственных программ поддержки и продовольственного и бытового снабжения, Диксон оказался один из городов на грани выживания. Следствием резкого спада стало уменьшение количества населения более чем в 10 раз (с около 5000 в 1990 году, до 450-500 человек в 2019) [4]. Однако, несмотря на превращение в один из наиболее депрессивных населенных пунктов Российской Арктики, Диксон вошёл в программу развития СМП, как опорный навигационный пункт маршрута. Рассмотрим историческое формирование города и его возможные пути развития Диксона.

Таймырский полуостров был известен первопроходцам еще с VII-IX веков. Именно туда отправлялись энтузиасты-исследователи для открытия и налаживания торговых связей с Северным Китаем и Азией.

Непосредственно остров Диксон был открыт в 1875 году, в процессе экспедиции норвежского мореплавателя Адольфа Эрика Норденшельда, который назвал остров в честь главного спонсора кампании – Оскара Диксона. В целом, эта экспедиция носила практический характер и должна была установить, существует ли возможность организации морского сообщения Северной Европы с Северным Китаем, через воды Арктических морей [3].

В гонке по освоению берегов сибирской Арктики и арктических островов близ сибирских земель, среди Северных Европейских стран (Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Великобритания) к 1910-м годам первенство одерживает Россия. В эти года по всему побережью возводятся технические сооружения – угольные склады для дозаправки судов и радиовышки, для создания каналов связи. К тому времени технический прогресс в области судостроения уже позволяет организацию морского сообщения Западной и Восточной части Российской Арктики. В это же время разрабатывается стратегия организации и развития Северного Морского Пути, который бы послужил, главным образом, военно-оборонным и экономическим целям страны [3].

Разумеется, ряд определенных факторов поспособствовал лидирующим позициям России в процессе освоения Арктики, и, в первую очередь, это был географический фактор, ведь, именно Российские государственные границы проходили по всей береговой линии северной акватории, от Скандинавии и заканчивая Беринговым проливом. Также, исторически удобное расположение крупного российского города-порта Архангельск сыграло немаловажную роль, так как именно оттуда суда отправлялись в воды северных восточных морей. Помимо этих двух факторов, напряженная обстановка в международной политике (Первая Мировая Война, Русско-финская война, Русско-Японская война и др. локальные конфликты) становятся катализаторами в закреплении Российских позиций в Арктике.

Несмотря на совокупность всех этих факторов, короткий период навигации (около полутора месяцев) всё еще служит главным барьером в завершении создания СМП. В этом контексте, усовершенствование конструкции ледоколов, которое позволило их эксплуатацию в условиях Арктики, становится еще одним преимуществом России в освоении Арктики. «Ермак» и «Красин» позволяют начать движение отрасли в сторону увеличения навигационного периода [2].

Позже, в 20-х и 30-х годах 20 века, вокруг некоторых вышек связи и близ угольных складов, расположенных вдоль арктической российской береговой линии, начинают возникать метеовышки, служащие для отслеживания и передачи метеоданных судам, оказавшимся в арктической акватории. В это же время, вокруг некоторых из метеовышек принимается решение об основании населенных пунктов – опорных точек СМП, с целью создания грузовых перевалочных пунктов с портовой и сервисной инфраструктурой.

Именно на этом историческом отрезке появляется город Диксон в заливе реки Енисей, на северо-востоке Таймырского полуострова, в 1934 году.

Диксон выделяется из ряда городов-портов, основанных как опорных пунктов СМП, с архитектурной точки зрения, в основном, благодаря своему градостроительному плану. Основная часть города с метеостанцией, первыми деревянными жилыми домами и военными объектами (возведенные в 1922 году), радиовышкой и аэропортом (основан в 30-е годы) изначально (с момента основания города и до 2009 года) располагалась, непосредственно, на острове Диксон.

К 1941 году в Диксоне возводится и вводится в эксплуатацию глубоководный грузовой морской терминал для перевалки грузов. Также, Диксон становится ключевым объектов центральной и восточной зоны СМП, в контексте метеорологической и связной поддержки, которую оказывали объекты Диксона проходящим по СМП судам. Важно отметить, что именно из-за своей важной стратегической роли в Арктическом судоходстве, Диксон становится единственным объектом Зауралья, подвергнувшемуся атаке флота военных сил фашистской Германии (судно «Адмирал Шеер») 27 августа 1942 года [1].

К периоду начала холодной войны, в 60-х года взлётно-посадочную полосу на острове переквалифицируют в аэродром подскока, а также, разместят важные стратегические объекты ПВО и военные базы. Деревянные двухэтажные бараки, построенные для размещения военных, позже - школа, поликлиника, жилые дома, - всё это было расположено на острове, сообщение с которым осуществляется с помощью «зимника» - автомобильной дороги, работающей исключительно в холодный период, когда пролив между островом и материковой частью покрывается льдом, а летом – с помощью катеров, два раза в день (утром и вечером).

К 2020 году, на острове Диксон до сих пор функционирует только метеостанция со складскими помещениями запаса продуктов и технических элементов, жилыми комнатами и помещениями общего пользования, и аэропорт, принимающий рейсы из Норильска один раз в неделю. Так как город имеет стратегическое военное значение, на его территории осуществляется пропускной режим. Вследствие этого, туризм и посещение Диксона без заранее оформленного пропуска невозможны. Это является одной из главных причин низкого спроса на качественное авиасообщение и, фактически, отсутствующей туристической инфраструктуры. Общее количество пассажиров, воспользовавшихся услугами аэропорта за 2014-2016 годы – 2505 человек в год [9].

В 2009 году город претерпел масштабные изменения городской структуры – все жители островной части были выселены на материк, а социальные объекты – закрыты. К сегодняшнему дню, в Диксоне функционирует одна школа, один детский сад, продовольственные точки, фельдшерский кабинет с одной стационарной палатой. Ни культурных, ни иных социальных объектов нет. И, хоть и городская среда прошла развитие от двухэтажных деревянных бараков, без коммунальных сетей, до панельных зданий с организованным водопроводом и канализацией, люди всё ещё покидают Диксон из-за отсутствия качественного досуга, инфраструктуры и тяжелой экономической ситуации, сложившейся в населенном пункте. Официально в поселении зарегистрировано 548 человек на 2018 год, однако, из-за маятниковой миграции, точное количество постоянных жителей установить невозможно. Местная администрация приводит цифры между 350-400 человек, включая вахтовых рабочих метеостанции. При анализе инфраструктуры поселения, важно отметить, что выселенные и покинутые объекты жилого фонда и социально-культурного назначения либо законсервированы, либо существуют, но находятся в разной степени аварийности и более непригодны к использованию из-за обветшания остова и покрытий.

Расположение Диксона, самого северного населенного пункта России, в условиях крайнего севера (климатическая зона IA) и на границе зоны наблюдений активности ионосферы, делает его положение уникальным в климатическом и географическом плане. Рассматривая перспективу реконструкции городской среды и последующую ее застройку жилыми и объектами иного предназначения, а также, организацию инфраструктуры, важно учитывать не только эти особенности. Помимо низких температур, в регионе наблюдается высокий уровень влажности из-за расположения непосредственно на берегу моря, что, в свою очередь, провоцирует продолжительные метели, пургу и туманы, которые, в совокупности со штормовым ветром, обычная скорость которого на Диксоне 10-30 м\с, приводит к, практически, нулевой видимости.

Помимо особого температурного режима, в Диксоне особым является и световой режим с разделением светового цикла на полярный день и полярную ночь (11 ноября – 1 февраля). Это значит, что в зимние месяцы город полностью погружен в темноту и освещается лишь искусственными источниками [3].

Несмотря на множество особенностей, Диксон был внесен в программу федерального проекта «Северный Морской Путь», в рамках которого предполагается его масштабная реконструкция и создание комфортных условий для постоянного проживания людей. В течение следующих 10 лет планируется увеличить грузопоток СМП, для чего необходимо обеспечить развитие Диксона в нескольких направлениях:

 

  1. Техническая морская инфраструктура

В рамках технического переоснащения специальных зон Диксона, необходимо реконструировать имеющийся, и возвести 2 новых глубоководных грузовых морских терминала, которые смогли бы выполнять отгрузку угля и других грузов на суда соответствующей категории, увеличив, за счет этого, грузооборот порта [1,5].

 

  1. Промышленное направление

На территории полуострова Таймыр предусматривается масштабная разработка нескольких месторождений полезных ископаемых: Сузунское, Сырадасайское; а также создание кластеров добычи ископаемых: Западно-Таймырского (с угольным разрезом, обогатительной фабрикой (10 млн. тонн в год), круглогодичным портом, автодорогой и аэропортом), развитие Ванкорского кластера (Ванкорское, Сузунское, Лодочное, Тагульское), и других расположенных вблизи трассы нефтепровода месторождений Туруханского района и западной части Таймырского Долгано-Ненецкого района, входящих в промышленный комплекс.

Помимо разработки минеральных месторождений, расположенных на материковой части Российской Арктики, имеется перспектива начала добычи нефти на шельфе, в границах Российской Арктической территории. Наличие трафика на Северном Морском Пути и создание транспортной (в том числе, железнодорожной) инфраструктуры увеличит не только грузопоток СМП, но и усилит экономику региона.

 

  1. Военное направление

Развитие Диксона в военном направлении включает в себя реконсервацию двух метеовышек, создание стационарной военной базы, организация дополнительных объектов, которые помогут превратить Диксон в основной навигационно-информационный пункт центральной и восточной части СМП. Из-за выгодного географического положения, Диксон станет центральной точкой СМП, обеспечивающей качественными навигационными данными суда, проходящие в арктической акватории. Также, важность стратегического положения обусловлена непосредственной близостью к устью Енисея, который является важным речными транспортным путем Центральной Сибири.
 

  1. Туристическое направление

Из-за превалирования военной и промышленной функции, в Диксоне на сегодняшний день действует пропускной режим и спонтанное посещение города без получения предварительного разрешения и пропуска невозможно. Упор в перспективном развитии города также произведен на военную и промышленную функцию, поэтому изменение ситуации с пропускным режимом не предусмотрено. Именно поэтому в Диксоне отсутствует туристическая инфраструктуры – там нет гостиниц, предприятий общественного питания и регулярной связи. Таким образом, сегодня Диксон посещают только экстремальные туристы-члены арктических экспедиций.

Однако, непосредственная близость природного заповедника “Большой Арктический” и возможность наблюдать проявления активности ионосферы (северные сияния) даёт возможность организации посещения Диксона организованными небольшими группами туристов или единичными научными сотрудниками с целью проведения исследований флоры, фауны и экологии. Помимо прочего, создание научно-исследовательского центра по изучению Арктики, туристических объектов, учитывающих своеобразие этого региона, сделает Диксон привлекательным пунктом на пути судов на СМП и принесет дополнительную экономическую поддержку городскому бюджету за счет обслуживания и предоставлении сервиса членам экипажей этих судов.
 

  1. Социально-культурное направление

Как уже было отмечено ранее, сегодня в Диксоне существует дефицит социально-культурной инфраструктуры. В городе работает только одна школа (общее количество учеников - 38), один детский сад и фельдшерский пункт. Реализация федерального проекта развития «Северный морской путь» предполагает увеличение количества населения, минимум в 10 раз, до докризисного уровня 1991 года. В случае такого демографического подъема, необходимо предусмотреть организацию в Диксоне большего количества школ и детских садов, для возможности предоставления качественного образования [6]. Организация более расширенного медицинского центра позволит организовать качественную медицинскую помощь жителям Диксона, работникам военных баз и посетителям Диксона – работникам морских судов и вахтовым рабочим.

Разработка и реализация проекта реконструкции и создания качественной новой городской среды с установкой необходимых коммунальных сетей сделает Диксон более комфортным местом для жизни и работы в особенных условиях крайнего севера. Для качественного выполнения данного этапа развития Диксона необходимо учитывать современные тенденции и принципы проектирования, применяемые в архитектурном и градостроительном опыте отечественной и зарубежной Арктики [7].

Развитие Диксона в перечисленных перспективных направлениях в рамках федерального проекта освоения Арктической зоны России «Северный морской путь» позволит превратить Диксон из одного из наиболее депрессивных населенных пунктов российского крайнего севера в передовой навигационно-военный промышленный центр трассы СМП. Однако, важно отметить, что для достижения значимых результатов, необходим комплексный подход к проектной деятельности с обширной исследовательской базой, которая обеспечит появление современного качественного городского объекта на территории Российской Арктики [8]. Одним из вариантов градостроительного развития Диксона может стать разработка экспериментальной модели города на основе формирования его селитебной зоны на материковой части, другой вариант предполагает освоение как материковой его части, так и острова, где будет сосредоточен весь военно-промышленный потенциал города-порта.

 

 

Библиографический список

 

1. Головко А. Г. Вместе с флотом. — 3-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1984. — С. 129—135. — 287 с. (104)

2. Каневский З.М. Легендарный “Красин” (рус.) // Природа. — Наука, 1992. — № 7. — С. 92—101. ) (Сорокин М. Я., Лурье А. Я. «Ермак» ведёт корабли / Главсевморпуть. — М.-Л.: Изд-во Главсевморпути, 1951. — 200 с. (103)

3. Диксон // Города России : Энциклопедия / Гл. ред. Г. М. Лаппо. — М.: Большая рос. энцикл., 1994. — 559 с. (102)

4. Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб./Росстат- M., Р76 2018 - 522 с. (100)

5. URL:https://portnews.ru/news/279129/

6. URL: http://taimyr4-1.ru/istoriya-shkoly/

7. URL:https://www.sibreal.org/a/29323960.html

8. URL: http://government.ru/docs/all/113146/?page=9

9. URL: https://www.press-line.ru/news/2020/01/na-tajmyre-otremontirujut-aeroport-dikson

 

 

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE CITY-PORT OF DIXON

 

Kolpakova M.R., Doctor of Architecture, Professor

Ermakova N.N., MA Student

Kryzchkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

 

Annotation. Dixon is the midpoint of the Northern Sea Route (NSR). Despite the fact that, according to the results of post-Soviet policy, Dixon was one of the cities on the verge of survival, now he is identified as a priority development object in the framework of the state program “Socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation”. The article presents an analysis of the historical formation of the port city of Dixon, an assessment of the current state and the prospects for future growth and improvement of the settlement are predicted. The result of the analysis is a generalization of the information obtained in the form of the main directions of further development and their features.

Keywords: Arctic, Northern Sea Route, severe climatic conditions, Arctic coast, urban development.