УДК 711.5(571.14)
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТАТУС МАЛОЙ АВИАЦИИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ НОВОСИБИРСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

Дикань Н.С., магистрант

Туманик Г.Н., доктор архитектуры, профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. Малая авиация до сих пор остается весьма экзотической и малоразвитой формой перемещения и транспортировки в современной России, что усложняет как выработку коммерческих и управленческих моделей для такой инфраструктуры, так и становления её важного статуса в общей системе авиа-индустрии.

В данной статье, опираясь на экспертные заключения и статьи, представлены материалы о потенциальных возможностях развития малой авиации, которая являет собой не только особую привилегированную форму транспортировки в виде вспомогательного спектра авиалогистики, но и представляет особую потенциальную форму быстрой коммуникации в развивающейся транспортной инфраструктуре региона (Новосибирской агломерации). Сегодня малая авиация не относится к основным приоритетам государства, а способы внутренних авиасообщений, теоретическое, практическое и коммуникативное сопровождение во всей авиаиндустрии сконцентрированы в деятельности большой авиации. В статье сделана попытка дать практические выводы о перспективах развития инфраструктуры малой авиации.

Ключевые слова: общество, малая авиация, авиапромышленность, авиапроизводство, градостроительство, коммерция, транспортная инфраструктура, стратегии развития, Новосибирская агломерация.

Малая авиация – важнейшая часть современного воздушного сообщения. С ликвидацией Советского Союза и государственным закреплением Российской Федерации данная отрасль в новых экономических реалиях потеряла свою прежнюю форму. Сегодня государство рассматривает сегмент развития малой авиации в общем направлении развития авиационной промышленности, что вовлекает в работу различные крупные опытные проектные и научные институты. Появляются новые концепции устройства инфраструктуры в данной отрасли [1], но в самую первую очередь малая авиация касается людей, нуждающихся в данном виде перемещения: это не только простые граждане, трудящееся население отдаленных территорий, но и обслуживающий сектор системы расселения, в том числе и подразделения федеральных служб и агентств.

В последнее время, как показали в своих исследованиях Мнишко В.В. [2],Туров Н.А. [3], Денисов В.Т. [4], Холдин Р.С., Фарафонтова Е.Л. [5], Бачурин Е.В. [6], малая авиация является стагнирующей отраслью в транспортно-логистическом комплексе, как во всей России, так и в Новосибирской области, в частности. Выводы данных исследований уточняет фонд социальных исследований "Хамовники" [7], указывающий, что рамки существования рассматриваемой отрасли на данном этапе типичны для процесса деградации инфраструктуры. Все эти авторы сходятся в том, что необходимость в данном сегменте гражданской авиации будет возрастать, и что она становится ключевым игроком в определенных сферах жизнедеятельности удаленных территорий расселения. Тем не менее, эта роль не рассматривается отдельно в качестве грузо-пассажироперевозок, так как в имеющихся исследованиях она растворяется в широком спектре различных областей её применения.

В Российской Федерации под термином «малая авиация» понимают вид авиации, предназначенный для обеспечения потребностей граждан Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации в авиационных работах. Данный вид авиации ориентирован на развитие промышленности и инфраструктуры в регионах, удовлетворение интересов и решение задач физических и юридических лиц, выполнение региональных и межрегиональных перевозок на территориях субъектов Российской Федерации, а также для первоначальной подготовки и переподготовки авиационного персонала, для развития авиационного спорта и туризма в России [8].

При этом термин “авиация” не ограничивается лишь одним авиапарком – это и трудящиеся в данной отрасли, и обслуживающий персонал, и наземная инфраструктура (аэропорты, аэродромы и приаэродромные территории). Вся данная совокупность находится в рамках авиации общего назначения (АОН), которая в 2013 году получила общую государственную стратегию развития авиационной промышленности на 2013–2025 годы [9]. Это позволяет прогнозировать тенденции и в полной мере применять аппарат и инструментарий градостроительства в исследовании инфраструктуры малой авиации на отдельно взятой территорий. Сегодня градостроительство создает и улучшает методы, позволяющие анализировать инфраструктурные сети, как паттерн более широкого взаимодействия [10]. Вопрос о применимости этих методов к российской малой авиации ограничен только спецификой становления отрасли, но не спецификой её функционирования в общественной среде. Вопрос состоит в анализе формы инфраструктуры малой авиации, как продуктивной составляющей развития современной формы авиации в целом в Новосибирской агломерации и за её пределами в Российской Федерации. При этом указание на различия этих форм неотделимы от понимания меры их автономии, обусловленной спецификой положения современной отрасли и позиционирования на рынке. Помимо градостроительного аспекта вопроса, согласно экспертным представлениям, большинство проблем современного состояния малой авиации носит организационный характер, что решаемо законодательным путем, путем инвестиционных проектов, а также технологическим прогрессом индустрии авиапромышленности.

Есть необходимость обратить внимание не только на структурное формирование малой авиации в системе расселения, но и возможную динамику её развития. Совершенствование устаревшего российского законодательства, трансформация роли данной отрасли в общей системе транспортной логистики в большой степени зависят от инвестиционной привлекательности данного сегмента транспортной инфраструктуры. Технический прогресс, в том числе связанный с беспилотными летательными аппаратами, в ближайшее обозримое будущее может превратить данный вид транспортировки в качественно новый структурный элемент транспортной системы. Сложность интеграции малой авиации связана как с правовой, так и с экономической стороны. В таком случае это не может быть только дискурсивной задачей, но и должно привести к новой общественной и государственной позиции, при которой малая авиация будет восприниматься как общедоступная услуга, как это было 30-40 лет назад [11].

Исходя из областей применения, современная малая авиация представлена в качестве деловой, сельскохозяйственной, санитарной, патрульной, аэрофотофиксирующей, учебной.

  • Деловая авиация занимает крупнейший сегмент в России на 2019 год, в перечень которой входят чартерные перевозки с максимальной гибкостью маршрута и срочностью.

  • Сельхозавиация проводит работы по распылению химических веществ и посевов. В сельском хозяйстве РФ авиация применяется для обработки 4% земель, в то время как в СССР данный показатель достигал 17%.

  • Санитарная авиация используется медицинскими службами в условиях отсутствия наземной транспортной доступности и значительного удаления от медицинских учреждений.

  • Патрулирование малой авиацией – стратегически самая важная область применения в рамках государственной безопасности. Авиапатрулирование лесов, магистралей, трубопроводов, линий электропередач, и прочих наземных объектов.

  • Аэрофотосъемка составляет интерес для науки, картографии, кинопроизводства с размером рынка в 400 млн. руб (2019 г.). Этот же сегмент в США имеет 49 млрд. рублей.

  • Туристические и развлекательные полеты в 2018 году составили 1.5 млрд. рублей, при оценочном размере рынка в 16 млрд. руб.

  • Учебная авиация представлена на территории России двумя вузами, четырьмя государственными училищами, двумя колледжами, в которых ведется обучение пилотированию вертолета. Также существует один частный колледж. Помимо этого, у 60 авиационных учебных центров имеются разрешения от Росавиации на лицензирование частных пилотов. Впрочем, данная услуга не имеет спроса во всех центрах по большей части ввиду цены обучения и экономической возможности владеть малым летательным аппаратом. Выручка учебных заведений в 2016 году в РФ составила 200 млн. рублей. В это же время в Великобритании, имеющей площадь в 70 раз меньше нашей и в 2 раза меньшее население, выручка составляет 3.1 млрд рублей в год от более чем 100 частных школ.

Из этого перечня можно видеть, насколько высока ёмкость рынка малой авиации. Проблемы инфраструктуры полностью далеко не раскрыты в федеральных СМИ и, таким образом, не имеют широкой общественной огласки. Стагнация данной отрасли официально не отмечается властями, в то время как эксперты находят внутренние противоречия в Земельном и Воздушном кодексах, которые, сталкиваясь, осложняют процесс регистрации посадочных площадок для малых воздушных судов. Наблюдаются организационные проблемы в лицензировании пилотов. Наряду с отсутствием государственного финансирования существует проблема самофинансирования – осуществление частных коммерческих пассажироперевозок вне авиапредприятий средствами авиатранспорта запрещено законодательством. Населением отмечается, что малая авиация «превратилась в развлечение для богатых» [12,13]. Пути решения внутренних противоречий Земельного и Воздушного кодекса состоят в реформировании данных кодексов через введение изменяющих документов.

В Новосибирской агломерации по состоянию третьего квартал 2019 года официально действуют следующие аэродромы: Толмачево, Северный, Бердск-центральный, Бердск-южный, Ельцовка, Мочище, Евсино, Кыштовка.

Динамика развития индустрии показывает, что с 1991-го года количество действующих аэродромов на территории РФ снизилось с 1450 до 227 на 2019 год[14].Конкретно в Новосибирской области количество аэродромов сократилось до 8, изначально на 1990-й год их было 30 [15].

Тем не менее, 30 лет назад малая авиация решала транспортно-логистические задачи, которые не утратили актуальность на сегодня. Это объясняется тем, что мы проживаем при относительно той же системе расселения, которая изменяется больше качественно, чем структурно, оставляя те же логистические пункты и магистрали. С развитием технологического прогресса список задач этого сектора будет только расширятся.

С 2009 года существующая потребность населения в авиаперевозках между городами Сибирского региона не удовлетворяется в полном объеме из-за отсутствия качественного авиасообщения, которое, в свою очередь, не может полноценно развиваться из-за неэффективного парка ВС, неразвитой инфраструктуры аэродромов и низкой платежеспособности населения [16].

Постепенно малая авиации на территории Новосибирской агломерации, так же, как и на территории остальных субъектов Российской Федерации, столкнулась противоречиями в законодательстве в сегменте частного пилотирования. В 2017 году это привело к запрещению деятельности определенной группы пилотов по результатам проверки новосибирской прокуратурой всех официальных и неофициальных аэродромов и посадочных площадок. По результатам проверки было выявлено 27 неучтенных посадочных площадок.Развитие малой авиации сдерживается проблемой с кадровым набором и нехваткой финансирования [12].

Таким образом, можно определить три ключевых аспекта стагнации индустрии малой авиации– правовая, кадровая и финансовая.

В связи с вышеприведенной информацией, мы наблюдаем, что в последнее время ставится под сомнение возможность институционального развития малой авиации на территории России, при этом указывается на отсутствие финансирования, на пределы роста и на рецессию состояния образовательных учреждений, некогда имевших устойчивую публичную репутацию и социальную функцию [17]. Тезис о том, что необходимость в развитой системе прежнего уровня данной инфраструктуры прослеживается через ограниченность нынешней, необходимо дополнительно подтвердить исследованиями, которые покажут, восполняет ли авто или железнодорожный транспорт прежние функции малой авиации. По итогу такое исследование поставит вопрос – каков вклад данной авиации и когда важность институциональной поддержки сможет опередить логику потребителя в необходимости определенной услуги? При создании и совершенствовании качественно новой инфраструктуры, эта инфраструктура должна будет отвечать возрастающим требованиям транспортного комплекса, что было отмечено различными авторами в начале статьи.

Малая авиация в России является не только частью транспортной инфраструктуры, но и актором этой инфраструктуры, чья роль со временем возрастает как в ситуации массовых социальных и технологических трансформаций, так и в условиях поддержания оптимальности и стабильности в логистическом комплексе. Так как оба условия оказываются магистральными для современной России, можно уверенно прогнозировать возрастание роли малой авиации, как актора развития транспортной инфраструктуры. Частная и общественная деятельность, наряду с социальным вниманием, являются направляющими параметрами, а не аспектами процесса.

Можно констатировать, что сегодняшнее положение статуса малой авиации связано с долгим процессом становления и укрепления рыночной экономики, трансформации транспортной инфраструктуры в реалиях, когда до сих пор действуют противоречащие или устаревшие нормативные акты, но данную причинно-следственную связь можно наблюдать вот уже на протяжении 28 лет. В это же время в США успешно действует сеть аэродромов в 15000 единиц, которая решает ровно такие же задачи, которые существуют для нашей страны. В Австралии вся действующая инфраструктура малой авиации была создана, опираясь на советский опыт. На её территории авиасообщение решает проблему отсутствия автомагистралей, что сравнимо с труднодоступностью Сибири. Лицензирование пилотов малой авиации чрезмерно обременительно как в финансовом плане, так и в частичной невозможности проведения некоторых типов лицензий на территории РФ, которые являются порогом вхождения в пилотирование.

Согласно утверждениям Алексея Медведева (ген. директор компании «Восточный экспресс»), современный общественный статус малой авиации Новосибирской агломерации на сегодня определяется в 70% деловой авиацией, которую может себе позволить крупный и средний частный бизнес. 15% используются чиновниками и частными лицами, тогда как оставшиеся 15% распределены по оставшимся областям использования [18].

Современный статус малой авиации нуждается в новом векторе развития, который будет в корне отличаться от системы, существовавшей 30 лет назад. Но если будет изменена форма инфраструктуры, останется ли её содержание и будет ли осуществлено конституционное право граждан на передвижение, Население сегодня не может позволить себе в лучшем случае- транспортную доступность без субсидирования, а в худшем – совсем остается без неё в удаленных районах.

Трансформация инфраструктуры в своей основе ложится на плечи стратегии развития до 2025 года. Тот факт, что на сегодня уже прошла половина срока данной стратегии, дает опасения и ставит под вопрос, как саму стратегию, так и качество её следования. Глобальные качественные изменения пока что не наблюдаются. В наземной транспортной инфраструктуре Новосибирской агломерации есть вопросы к реорганизации объектов малой авиации (посадочных площадок, аэродромов и приаэродромных территорий), вопросы их снабжения и обслуживания, поддержки данных объектов и их безопасности. Данные вопросы должны найти отражение и решение в новой общей концепции развития малой авиации для территории Новосибирской области. Концепция инфраструктуры малой авиации Новосибирской агломерации должна иметь в виду её развитие за пределы агломерации, а наличие в ней узловых портов, подразумевает их адаптацию в господствующей модели большой авиации на данной территории, встраивание моделей бизнеса в живой процесс существования авиации в целом. Данный опыт определения концепцииуже получен для Ростовской области [8], которая пока что является единственным субъектом Федерации с такой разработкой. Реализация концепции требует непосредственного участия государства в урегулировании существующих неудобств и выбора нового вектора развития транспортной инфраструктуры регионов Сибири, в том числе наземной инфраструктуры малой авиации, что чрезвычайно актуально в условиях сибирского бездорожья.

 

Библиографический список

  1. «Гипрогор». Проект аэросити (аэротрополиса) «Толмачево», г. Новосибирск [Электронный ресурс] URL: http://www.giprogor.ru/project/166-2018-02-23-21-58-56 (Дата обращения: 23.11.2018)

  2. Мнишко В. В. Проблемы развития наземной инфраструктуры гражданской авиации. 2015 // КиберЛенинка – российская научная электронная библиотека [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-nazemnoy-infrastruktury-grazhdanskoy-aviatsii (Дата обращения: 23.11.2018)

  3. Туров Н.А. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в гражданской авиации. 2016 // КиберЛенинка – российская научная электронная библиотека [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-grazhdanskoy-aviatsii (Дата обращения: 23.11.2018)

  4. Денисов В.Т. К проблеме развития малой авиации. 2015 // КиберЛенинка – российская научная электронная библиотека [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-razvitiya-maloy-aviatsii (Дата обращения: 23.11.2018)

  5. Холдин Р.С. / Фарафонтова Е.Л. Большие правовые проблемы малой российской авиации. 2016 // КиберЛенинка – российская научная электронная библиотека [Электронный ресурс] URL:
    https://cyberleninka.ru/article/n/bolshie-pravovye-problemy-maloy-rossiyskoy-aviatsii (Дата обращения: 23.11.2018)

  6. Бачурин Е.В. Проблемы и перспективы развития гражданской авиации на современном этапе. 2017 // КиберЛенинка – российская научная электронная библиотека [Электронный ресурс] URL:
    https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-grazhdanskoy-aviatsii-na-sovremennom-etape (Дата обращения: 23.11.2018)

  7. Фонд социальных исследований «Хамовники». Положение малой авиации в России [Электронный ресурс] URL:

  8. http://khamovniky.ru/polozhenie-maloj-aviacii-v-rossii-chast-4-proizvodstvo-i-aviaraboty/(Дата обращения: 23.11.2018)

  9. Концепция развития малой авиации на территории Ростовской области до 2030 года. [Электронный ресурс] URL: http://old.donland.ru/?pageid=117174 (Дата обращения: 23.11.2018)

  10. Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/rugovclassifier/849/events (Дата обращения: 23.11.2018)

  11. Гашенко А.Е.Паттерность как основа формирования градостроительного контекста [Электронный ресурс] URL:https://istina.msu.ru/publications/article/10592140/ (Дата обращения: 23.11.2018)

  12. Журнал Председатель. [Электронный ресурс] URL: https://predsedatel-apk.ru/uroki-istorii/selskaya-aviaci/ (Дата обращения: 23.11.2018)

  13. НДН.инфо. [Электронный ресурс] URL: https://ndn.info/publikatsii/15756-aviapartizany-ponevole (Дата обращения: 23.11.2018)

  14. Московский комсомолец. [Электронный ресурс] URL:

  15. https://www.mk.ru/social/2017/08/14/nedopiloty-pochemu-malaya-aviaciya-prevratilas-v-zabavu-dlya-bogatykh.html (Дата обращения: 23.11.2018)

  16. Яндекс.Дзен. [Электронный ресурс] URL: https://zen.yandex.ru/media/trank/kak-v-sibiri-vozrojdaiut-maluiu-aviaciiu-5bf8f19ca6e16e00a90601da (Дата обращения: 23.11.2018)

  17. Эксперт Online [Электронный ресурс] URL:https://expert.ru/siberia/2008/20/kostin/ (Дата обращения: 23.11.2018)

  18. Сайт аэропорта «Толмачево» [Электронный ресурс] URL: https://tolmachevo.ru/mediacenter/news/13677/ (Дата обращения: 23.11.2018)

  19. ТАСС. Экономика [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/ekonomika/6574172 (Дата обращения: 23.11.2018)

  20. Издательство Коммерсантъ [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3636303 (Дата обращения: 23.11.2018)

 

 

PUBLIC STATUS OF SMALL AVIATION IN THE SYSTEM OF CURRENT NOVOSIBIRSK AGGLOMERATION

Dikan N.S., MA Student

Tumanik G.N., Doctor of Architecture, Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

 

Abstract. Small aviation is still a very exotic and underdeveloped form of movement and transportation in modern Russia, which complicates the development of commercial and managerial models for such infrastructure, as well as the establishment of its important status in the general system of the aviation industry.

Based on expert opinions and articles, this article presents materials on the potential development opportunities of small aviation, which is not only a special privileged form of transportation in the form of an auxiliary spectrum of aviation logistics, but also represents a special potential form of fast communication in the developing transport infrastructure of the region (Novosibirsk agglomeration). Today, small aviation does not belong to the main priorities of the state, and the methods of internal air communication, theoretical, practical and communicative support in the entire aviation industry are concentrated in the activities of large aviation. The article attempts to give practical conclusions about the prospects for the development of small aviation infrastructure.

Keywords: society, small aviation, aircraft industry, aircraft manufacturing, urban planning, commerce, transport infrastructure, development strategies, Novosibirsk agglomeration..