Раздел
УДК 72.01
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА МЕЖДУНАРОДНЫХ АЭРОВОКЗАЛОВ

Рыбалкина В.И., магистрант

Лихачев Е.Н., кандидат архитектуры, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассматривается процесс становления художественного образа аэровокзальных комплексов. На основе изучения концепций, выявляются основные факторы формирования образа международного аэровокзала. Анализ архитектуры 50 отечественных и зарубежных аэровокзалов позволил определить основные направления в формировании их национального и внешнего художественного облика и пространства внутри здания. Рассматривая исторические этапы строительства, можно проследить тенденции, ценившиеся в определенный период.

Ключевые слова: архитектура, аэровокзалы, национальный стиль, символика, интерьеры аэровокзалов, художественный образ.

Аэровокзал, как современный тип общественного здания, начал формироваться в 60-70-е годы ХХ века и за это время он постоянно развивался и совершенствовался. Увеличивались не только размеры аэровокзальных комплексов, менялась их планировочная структура, и возрастающий уровень потребностей пассажиров к комфортной среде влиял на архитектуру объекта. Усложнение функционально-планировочных решений современных аэропортов привлекло изменение их образных решений. Цель данной статьи заключается в анализе современных концепций формирования архитектурного образа международных аэровокзалов. В этой связи были рассмотрены материалы по истории формирования архитектурного образа аэровокзалов.

Формирование архитектурного образа аэровокзала зависит от различных художественно-стилистических и художественно-образных решений, от разных факторов: культурно-исторических, функционально-технологических, конструктивных, экономических, географических, экологических и др. Для определенной группы пассажиров аэровокзалы являются зданиями повышенного эмоционального и физического дискомфорта, что связано с большим скоплением людей и интенсивностью процессов, в них происходящих. Архитектурные решения аэровокзального комплекса в аэропорту должны быть направлены как на формирование комфортной среды пребывания, так и на создание высоко художественного образа.

Развитие международных аэровокзалов происходит поэтапно [3]. До 50‑х гг. аэровокзалы представляли собой простые по конфигурации и архитектуре утилитарные сооружения, где основные функции по обслуживанию пассажиров выполнялись в одном центральном помещении. Объемно-планировочные решения таких аэровокзалов строились по типовым габаритным схемам, часто применялось симметричное построение плана.

До 90-х гг. в России и зарубежных странах, появляются проекты, в которых основные зоны обслуживания вылетающих пассажиров переносятся из основного здания в посадочные сооружения перрона. Появляются первые узловые аэропорты, в которые входили существующие, в прежних образных решениях здания аэровокзалов. Новое восприятие аэровокзала как социально активного пространства ориентировано на привлечение внимания пассажиров. Увеличение пассажиропотоков приводит к проектированию терминалов, где архитекторы вносят национальные особенности своей страны, как в архитектуру самого комплекса, так и в его внутреннее пространство, создавая характерный дизайн интерьеров. Одним из первых аэропортом, в котором был отражен «дух полёта», стал международный аэропорт им. Джона Кеннеди (архитектор Э. Сааринен), художественный образ которого выполнен в виде парящей птицы, имитирующий ее полет. К 1990-м гг. тенденция поиска оригинального облика продолжила развитие в мировой практике аэровокзальных комплексов. С 90-х годов до настоящего времени крупные аэропорты получили статус международных. В этой связи происходит необходимость реконструкции и переоборудования существующих аэровокзалов для обслуживания пассажиров на международных воздушных линиях. Проектируются аэровокзалы больших размеров, уходят типовые схемы проектирования и проектируются по индивидуальному заданию. В задачу архитекторов входит поиск уникальной комбинации символов и смыслов в архитектуре здания. Архитектура аэровокзалов и его архитектурное пространство несет не только конструктивную основу, но и художественное содержание.

Сегодня терминалы представляют собой объекты с более сложной, многофункциональной организацией пространства. С использованием передовых строительных технологий и разнообразной трактовкой архитектурного образа, в которых ощущается противоречие между простой, понятной для пассажиров организацией пространства и сложной функционально-технологической схемой построения множества планировочных элементов (аэровокзалы: Кансай, Чек Лап Кок, Хитроу Терминал-5).

На сегодняшний день в архитектуре проектирования аэровокзала практикуется тенденция воплощения нестандартных образов, которые обращают на себя внимание всех посетителей и привлекают новых пассажиров. В строительстве аэровокзала используются самые передовые технологии проектирования, передовые конструктивные решения, новые материалы, привлекаются ведущие мировые архитекторы, что позволяет создать оригинальный архитектурный образ здания. Благодаря экстерьерной и интерьерной уникальности аэровокзального комплекса повышается уровень комфортности среды. Традиционно считается, что аэропорт – это ворота города для многих транзитных пассажиров терминал является первым или единственным зданием, благодаря которому складывается первоначальный образ страны, места, региона или города. Аэровокзал обогащается дополнительными функциями и трансформируется в социально-активное пространство, при усложненной структуре внешнего объема. В табл. 1 приведены примеры архитектуры международных аэропортов.

Таблица 1-1. Архитектура международных аэропортов.

 

Таблица 1-2. Архитектура международных аэропортов.

 

Таблица 1-3. Архитектура международных аэропортов.

 

Таблица 1-4. Архитектура международных аэропортов.

В архитектуре международного аэропорта «Шоуду», расположенного в Китае, нашли отражение культурно-исторические факторы – здесь были использованы традиционные китайские мотивы: изображение драконов, теплые оттенки цветов в интерьере и крутые изгибы. Вся архитектурная композиция аэропорта подчинена структуре тела мифического животного из китайского сюжета, цвет которого меняется в зависимости от времени суток. Аэродинамическая крыша аэропорта «Шоуду» напоминает готового к полету огнедышащего дракона.

Денверский аэропорт (США) считается одним из самых эффективных функциональных аэровокзальных комплексов в мире. Архитектура терминала отображает географию места, а также историю и культуру местных аборигенов. Здесь сооружена крыша, состоящая из группы шатровых конструкций, наводящая на образы вигвамов североамериканских индейцев.

Силуэт здания нового аэровокзала Симферополя сочетает в себе и плавные формы «морской волны», и жёсткие ребра «корабля», объединённые единым ритмом. Образ здания вдохновлён южной природой Крыма и морской тематикой. Зеленые насаждения и водопады, напоминающие природные ландшафты Крыма, погружают пассажиров в «режим отпуска». Архитектурная концепция аэровокзала в Перми учитывает исторические особенности края. Архитекторы вдохновились коллекцией пермской деревянной скульптуры и сделали ключевым элементом главного фасада огромное «крыло ангела», будто высеченное из дерева и парящее над главным входом.

В проектирование аэровокзалов можно выделить следующие факторы их формирования, которые влияют на сложение архитектурного образа и их концептуальные решения: культурно-исторические, социально-экономические, природно-климатические, инженерно-технологические.

Аэровокзалы двадцать первого века являются отображением процессов глобализации, постиндустриализации, ускорения технологического прогресса, зеленой революции и заботы об экологии, изменения демографии населения и другие. Эти объекты концептуальной архитектуры и дизайна отвечают конкретным запросам человека, места, коммуникативного или брендингового проекта и т.п. Рассмотренные аэровокзалы схожи тем, что работа над ними сопровождалась поиском образа, идентичности региона, в котором велось строительство. На основе рассмотренных проектов аэровокзалов, можно определить, что архитекторы используют концепцию «отражения места» для привлечения пассажиров, в качестве потенциальных туристов. Внутреннее пространство и интерьеры зданий связаны с местом расположения и национальными традициями.

 

Список литературы

  1. Парфенова, К.А. Формирование архитектурно-пространственных решений междунпродных аэровокзалов при их реконструкции: дисс. Канд. Архитектуры / К.А. Парфенова. – М., 2005. – С. 104.

  2. Блохин, В.И. Основы проектирования аэропортов / В.И. Блохин. – М.: Транспорт. – 1985.

  3. Международный аэропорт «Симферополь» / Крым Екатеринбург, TATLIN, 2018. — 96 с.

  4. Кузнецова А. 10 аэропортов. Режим доступа: https://archi.ru/russia/79305/10-aeroportov

  5. Archspeech. интернет-издание об архитектуре, градостроительстве и дизайне. Режим доступа: https://archspeech.com/article/vyhod-na-posadku-proekty-novyh-rossiyskih-aeroportov

 

CONCEPT OF FORMING THE IMAGE OF INTERNATIONAL AIR STATIONS

 

Rybalkina V.I., MА Student

Likhachev E.N., Candidate of architecture, associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Annotation. The processes of developing the artistic image of the airport complexes are available in the article. Based on the study of concepts, the main factors of forming the image of the international airport are revealed. An analysis of the architecture of 50 internal and external airports has allowed us to determine the main directions of the formation of national and external artistic appearance and the space inside the building. Considering the historical stages of construction, you can trace the trends that were appreciated in a certain period.

Keywords: passenger spaces of airports, national style, national symbols, interiors of airports, the image of airport buildings.