Раздел
УКД 72.036/.038
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕГКИХ МОДУЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XXI ВЕКА)

Свешникова О.Б., кандидат архитектуры, доцент

Лазарев Е.А., магистрант

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. Основная часть современных легких модульных систем повторяет сложившиеся конструктивные решения прошлых этапов развития структуры. Подобные экспериментальные проекты создаются с сохранением основных принципов модульного строительства, но с перепроектированием в более гармоничные, эффективные с точки зрения работы конструкций, материальных и трудозатрат изделия. При этом изменяя традиционные методы и взгляды по осуществлению строительных процессов.

В проведенном исследовании изучаются проектные решения легких модульных сооружений. Основным наблюдением является то, что при всем многообразии подходов разработка различных типов модульных объектов ограничена. Это позволяет систематизировать модульные системы, разделив их на несколько групп, отвечающих этапам развития конструкций, с учетом технологических возможностей промышленного производства, уровнем зрелости материальной, технической базы, характерной для каждого периода. При этом подразумевается, что формирование легких модульных сооружений сопровождалось некоторой преемственностью между различными стадиями своего преобразования.

Исследуемые проектные решения, не получившие широкого применения в строительной отрасли, в современных условиях становятся более значимыми для изучения нестандартных конструктивных, пространственных решений легких модульных образований и последующей трансформации под новую среду для создания новых типов модульных объектов.

Целью является установление этапов формирования модульных систем с определением сооружений, которые относятся к легким модульным системам.

Задача рассмотреть (выявить) начало формирования модульных сооружений, зависимость от социальных процессов, уровня развития производства и научно-технических условий.

Ключевые слова: этапы формирования, блок-модуль, легкие модульные конструкции, ручное производств, производство в мастерской, заводское изготовление, роботизированное производство.

Сборные модульные конструкции на первый взгляд являются современной разработкой введении строительства, но этот метод имеет долгую историю развития, которая насчитывает более двух столетий. Этот подход со временем претерпел значительные трансформации, пройдя путь от утопических концепций и смелых экспериментов до одного из ведущих способов возведения сооружений различной функциональной направленности для решения конкретных общественных проблем, при этом, не утратив элементы футуристической архитектуры.

Изменения в строительной отрасли, где прослеживается частое обращение к модульным конструкциям и системам, повлияли на архитектуру модульных сооружений кардинальным образом. Каждый этап преобразования представляет собой переосмысление накопленных научно-технических разработок и формулирование новых решений, соединяющих в себе установки настоящего и достижения прошлого. Архитектура модульных объектов, как любая другая, является отражением представлений определённого культурно-исторического периода. Поэтому изучение проектов модульных сооружений в контексте существовавших потребностей и материально-технического оснащения различных исторических этапов создаст возможности не только для художественной оценки зданий и сооружений, производственных, интеллектуальных, культурных возможностей общества определенного периода, но и для поиска новых подходов формотворчества и удовлетворения постоянно перестраивающихся запросов современного человека. Поэтому актуальность исследования связана с необходимостью систематизации основных изменений конструктивных решений легких сборно-модульных объектов для дальнейшей разработки модульных систем, применительно к условиям современных городов.

Цель данной статьи – выявление особенностей формирования легких модульных сооружений, начиная с первых признаков модульности и до настоящего времени, и основных этапов их развития.

Словари архитектурных терминов и тематические исследования в отношении понимания модульного сооружения (модульной системы) не предлагают точного определения сути модульных объектов. Сам смысл модульности, как устоявшейся концепции, различен и не определен. Однако, общее содержание модульности, выявленное при сравнении различных источников, заключает в себе определенные характеристики:

1) изготовление изделий в контролируемых условиях (заводское производство);

2) унификация элементов системы;

3) адаптивность и мобильность конструктивных, функциональных, объемно-планировочных решений, где основой структуры служит первоэлемент (модульный блок), выпускаемый в виде отдельного компонента конструкции или независимого функционального блока. Дополнительные характеристики определяются особенностями отдельно взятого объекта.

С каждым усовершенствованием системы эта информация множится, заставляя вновь анализировать содержание модульного сооружения. Таким образом, под модульным сооружением будем понимать сложное, высокотехнологичное образование, состоящее из единичных элементов (модулей), которые произведены в фабричных условиях, обладают способностью к самостоятельному функционированию или являются составной частью более крупной и сложной системы. Следовательно, совершенствование сборных модульных конструкций зависят от того, насколько развиты устройство производства, материально-технологическая база и качество инженерной подготовки специалистов. При этом к основным причинам, влияющим на формирование сборных модульных структур, относятся социальные, политические, экономические, культурные, технологические, научные изменения, происходящие в обществе на каждом этапе развития.

Базовая концепция организации первых модульных конструкций возникла в XIX веке, во время кардинального перестроения общества под влиянием неконтролируемого промышленного прогресса [1]. Государство не управляло данным процессом, что привело к ситуации, когда возникают условия для монополизации экономики, в частности, образование промышленных монополий с формированием крупных и крупнейших промышленных центров. Это сопровождалось резким притоком населения в города, стихийным расползанием городских образований и увеличением плотности населения с резким падением качества жизни людей и многими другими кризисными явлениями [2]. Фактически подобные преобразования подтолкнули различных архитекторов и инженеров к разработке гибких, динамичных, высоко функциональных объектов городской среды, способных обеспечить создание комфортной модели городского пространства. Идейно новые структуры нацелены на: удовлетворение возрастающих потребностей населения, в том числе жилищных условий; повышение эффективности строительных процессов; снижение расходов на проектирование и возведение сооружений всевозможного масштаба; сделать строительство зданий доступным для большей части людей с различным социальным положением для создания благоприятных условий в самом городе или непосредственной близости от него.

Новое виденье архитектуры стало возможным только на основе последовательного накопления и внедрения научных разработок в области инженерии, машиностроении, строительных материалов, конструкций и налаживания массового производства изделий.

Согласно зарубежным научным работам, первым известным сборным сооружением, изготовленным в условиях специализированных мастерских, с применением признаков стандартизации элементов конструкции, взаимозаменяемых деталей, которые выступают прототипами простейших блок модулей (сегодня они носят название – компонентные модули) и внедрением гибких конструктивных решений считается дом колониального типа [3,4,5]. Эти сборные сооружения получили широкое распространение в британских и французских колониях. Они производились в Англии методом предварительной сборки; когда здание разрабатывалось в мастерской на основе полностью подготовленных компонентов, а затем разбиралось и перемещалось на другое месторасположение. На новой территории сооружение монтировалось в проектное положение, предусмотренное проектом. Разновидностью данного объекта является колониальный дом Мэннинга для эмигрантов (Великобритания, 1830-1840 год) (см. Приложение, Рис. 1) [6, 7].

Дальнейшее развитие подходов привело к широкому внедрению в строительную индустрию сборных металлических компонентов в виде предварительно изготовленных окон, дверей, панелей покрытий, ферм, балок, колонн и крупных конструктивных узлов, которые конструировались в рамках одного производства и транспортировались до строительной площадки, где происходили завершающие этапы сборки данных элементов в структурные системы. Стоит отметить, что каждый модуль, будь то самостоятельный блок или состоящий из множества компонентов, является самонесущей конструкцией. И поскольку при этом методе все детали проектировались и производились с высокой степенью готовности, то появилась возможность осуществлять монтаж со значительной точностью и скоростью при меньшем количестве специалистов на этапе сборки постройки. Можно утверждать, что раннее сборно-модульное строительство с внедрением специализированных техник и механизмов превзошли традиционные приемы возведения сооружений посроком и качеству.

Самым ярким примером сформированных подходов считается Хрустальных дворец (инж. Джозеф Пакстон, Лондон, 1851 год) (см. Приложение, Рис. 2). Проект был воплощен согласно концепции сборно-разборных модулей; с использованием предварительно созданных в заводских условиях взаимозаменяемых, стандартизированных узлов, к которым относятся колонны, рамы, модульные пространственные фермы, модульные рамы со стеклянным заполнением проемов, исполняющих функцию наружных навесных стеновых панелей [8]. Эта технология не только позволила создавать простую, высокоэффективную конструкцию, но также обеспечила возможность транспортировки сооружения на значительные расстояния. Хрустальный дворец – первый крупный объект, который сооружен для временного использования, затем полностью демонтирован, перенесен с первоначального местоположения на новую площадку (около 13 км от Гайд-парка до поместья Сиднем Хилл) и с последующим перепроектированием под новую специфику эксплуатации [9]. Проект дворца важен, так как он представляет собой трансформацию понимания строительных подходов и демонстрирует какой эффект будет иметь архитектура, созданная с применением модульности, ее конечный образ сочетает в себе простоту, функциональность и гармоничность (образность) одновременно.

Несмотря на проникновение в массовое сознание идей о скором повсеместном внедрении модульных систем в массовую архитектуру, подавляющее количество зданий сооружается традиционными методами ведения строительных процессов. Модульность, как средство, обладающее высокой степенью заводской готовности изделий, составляет незначительную долю объектов на строительных площадках. Преимущественно данный формат носит экспериментальный характер.

В период с 1900 по 1940 годы промышленность смогла накопить внушительный объем знаний в производстве модульных структур из крупных стандартизированных и заменяемых узлов [10]. Но новые технологические разработки прививались медленно. Возникла ситуация, когда модульные конструкции подвергались совершенствованию продолжая изготавливаться на оборудовании, полученном на начальных этапах закладывания сборно-модульных систем, с сохранением преимущественно ручной сборки и обработки продукции [11]. Это не позволяло создать единый блок модуль. Отмеченная особенность ограничивала использование модульных сооружений, приводя к удорожанию продукции и неспособности выпускать геометрически сложные и эффективные формы модульных конструкций.

В тоже время, первые шаги к наладке массового производства были сделаны в машиностроении, их инициировала компания Форд (1913-1914 год). Она определила направление развития модульности в сторону поточной сборки блоков путем наладки сборочного конвейера [12, 13]. Этот механизм вводил ограничения на разнообразие модульных элементов, строительство которых до этого осуществлялось в рамках ручного производства. Сами технологические операции строились на использовании ограниченных и заранее подготовленных наборов элементов (модулей), которые в ходе прохождения ряда технологических операций, проводимых на лини сборки, соединялись в готовые изделия или более крупные части сложной системы. Указанная модель линейного производства к 1920-1930 годам положила начало идеи стандартизированного жилья заводской готовности.

Эксперименты с применением новой схемы строительства осуществлялись в работах: Питера Бернеса, Френка Лойт Райта, Вальтера Гропиуса (манифест, провозглашающий унификацию различных типов жилых и общественных зданий и переход к стандартизации сборных элементов), Ле Корбюзье (концепция "дом – машина для жилья"), Жана Пруве (серия быстровозводимых домов 1940-х годов из компонентных модулей) (см. Приложение, Рис. 3). Также, Ричарда Бакминстера Фуллера (дом Dimaxion, 1930 год) и Вальтера Бауэрсфельда (ранний образец геодезического купола, 1925 год). Новая архитектура виделась в идее объединения промышленности, технологий и сферы строительства. В этом случае сооружения создаются в рамках конвейерного (линейного) производства как на стадии проектирования, так и на стадии строительства объекта. При этом на место выразительного декора встает выразительность функции и конструкции.

В значительной степени основные принципы промышленного производства воплотил проект Хрустального дома (арх. Джордж Фред Кек, Чикаго, 1933 год) (см. Приложение, Рис. 4). Он собран на основе модульного пространственного каркаса, навесных панелей, рам со стеклянным заполнением, с системой пассивного отопления и максимальным использованием естественного освещения, что позволило снизить материалоемкость здания и повысить энергоэффективность [14]. Этот проект показывает, что теоретические модели модульных сооружений являлись перспективным методом ведения строительства; быстры и просты в возведении различных объектов, экономичны и могли разрешить острые социальные проблемы. В целом, соответствовали времени, его скорости и изменением, происходящим в обществе. Конвейерно-поточное производство создало условия для ведения строительных процессов укрупненными блоками, полностью подготовленными и транспортированными к месту постройки объекта. Изделие включало в себя два или немногим больше компонентов, которые в рамках одного комплекта блоков могли соединяться друг с другом в нескольких вариациях [10, 15]. Итоговый продукт, проходя через определенные операции, становился самостоятельно функционирующим объектом или служил частью более крупной конструкции. Совершенствуя описанную модель, к 1940 годам промышленность приблизилась к изготовлению гибких модульных структур с допустимостью применения их в простейших зданиях и сооружениях.

Послевоенный период возродил интерес к блочно-модульному строительству и исследованиям в области новых методов, материалов и конструкций. На первое место выходит концепция по формированию модульных платформ, подразумевающая выпуск продукции с наличием множества версий с измененной внешней и внутренней формой объекта без проведения существенного перепроектирования несущих конструктивных схем [10]. Прежде всего, нововведения отрабатывались в машиностроении, а через некоторое время, к 1950 годам, были введены в строительную практику.

Пик развития модульной архитектуры пришелся на 1950-1980 годы и совпал с разработкой различных концептуальных схем массового домостроения. Основная характеристика, свойственная указанным легким модульным сооружениям – переход от простейших модульных систем, полученных до 1940 годов, к формируемым модульным платформам. Изготовление этих структур проводилось на основании цельных или составных частей в виде полноценных блок-модулей, имеющих стандартизированную конструкцию, оригинальные доборные элементы, ограниченное функциональное оснащение.

Ключевым примером вне архитектуры, но в границах экспериментального промышленного искусства является типовая грузовая единица. Это комплексное решение для всей отрасли перевозок, спроектированное в 1940-1950 годах Малкольмом Маклином и инженером Китом Тантлингером по типу грузового блока (контейнера) (см. Приложение, Рис. 5). Структура имела чистый конструктив, построенный по принципу максимальной функциональности, герметичности и экономии материала при высокой жесткости изделия [16]. В результате решения, примененные в конструкции, позволили вносить различные изменения во внешнее и внутреннее пространство, оставляя несущие элементы без изменений. В 1960-х годах изобретение перешло в область строительства, создав новую разновидность формообразования – жилая ячейка, изготовленная с повторным использованием транспортной тары. Первым подобную теоретическую модель запатентовал архитектор Филлип Кларк в конце 1980-х годов (см. Приложение, Рис. 6) [17, 18]. В практике эта конструкция получила первое и наиболее полное выражение у архитектора Адама Калкина, прежде всего, в проекте 12 Containerhouse ("12 Контейнерный дом") (см. Приложение, Рис. 7). После этих шагов за модульностью закрепляется особенность; удовлетворение различных потребностей потенциальных пользователей сооружения с применением минимальных и простейших средств, способных организовать качественно новую модель быта человека.

Еще одним объектом, отразившим оригинальные тенденции, считается модульная система К67 (диз. Саша Дж. Махтиг, 1960-е годы) (см. Приложение, Рис. 8). Это легкая пространственная структура, созданная из материалов на основе синтетических полимеров. Подобное технологические решения позволяет получать блок-модули в двух вариациях. Первый тип – цельно-монолитный блок. Второй, компонентный, составленный из шести несущих элементов (напольное и потолочное перекрытие, угловые колонны) и навесных стеновых панелей. Все детали объединялись в единую оболочку. Развитие объекта сопровождалось встраиванием или снятием доборных конструкций или цельных блоков. Благодаря использованию стандартного набора элементов можно проводить множественные модификации платформы. Вариативность в сборке придает гибкость, адаптивность, мобильность всей модульной структуре К67.

Схожие исследования в области формы, материалов и конструкций проводили и другие специалисты: Дом Дитера Шмида (арх. Дитер Шмид, Германия, 1968 год) (см. Приложение, Рис. 9), Bolwoningen ("дом сфера" арх. Дрис Крейкамп, 1960-е годы), дома Future и Venturo ("дом Будущего" и "дом Вентурио" арх. Митти Сууронен, Финляндия, 1968 и 1971 года) (Рис. 10, Рис. 11), дом Googie ("дом Гуги" арх. Дрис Крейкамп, Австралия, 1980 год) (Рис. 12), спроектированный специально для неблагоприятных погодных условий Антарктиды.

В период с 1960 по 1970 год в отечественной практике решения в области легких сборно-модульных сооружений разрабатывались рядом научно-исследовательских учреждений: ЛенЗНИИЭП, ЦНИИЭП граждансельстрой, ЦНИИЭП жилища, Краснодарский Промстройниипроект и другие организации [10, 15, 19]. В отличие от зарубежных наработок, которые направлялись на достижение максимального эффекта в быстровозводимости, экономичности в использовании ресурсов и, самое главное, предоставление всем желающим доступных жилых и общественных сооружений, в отечественный опыт приобрел противоположное направление. Выпуск модульных объектов производился для служб специализированного назначения, расположенных в зонах с неблагоприятными погодными условиями или с отсутствием необходимой инфраструктуры [19]. В тоже время реализация модульных сооружений гражданского назначения проходила в единичных экземплярах. В 1961 году в экспериментальных целях создан дом из композитных материалов (арх. А.П. Щербенко, инж.А.Г. Левинский) (см. Приложение, Рис. 13). Первый этаж – построен из стеклоблоков и представлял собой входную зону с техническим узлом для прокладки инженерных сетей. Модульной составляющей являлась конструкция второго этажа, представляющая собой армированные секционные модули Г-образные формы. Система выпускалась как модификация тюбинговой системы, повсеместно применяемой в подземных строительных работах, поэтому имела схожую конструктивную составляющую и характеристики. При необходимости пользователь сооружения добавлял или убирал секции, тем самым подстраивал объект под собственные нужды. Эксперимент, проводимый на протяжении трех лет, установил, что новый материал и технические решения успешны, значит прошли эксплуатационные условия, и дом из композитных материалов принят к массовому производству. Но в профессиональном кругу посчитали сооружение неуместным в гражданском строительстве и отказались от него. Успешной разновидностью описанного проекта служит дом-общежитие (см. Приложение, Рис. 14) для серверных регионов, спроектированный институтом ЛенЗНИИЭП.

В 1970-х годах разрабатывались иные варианты единичных модульных блоков, среди которых большим спросом пользовались системы контейнерного типа. На основе данной модели выпускалась серия УТС (унифицированные типовые секции) (см. Приложение, Рис. 15, Рис. 16) и схожие с ней разработки пространственных контейнерных блоков типа ГПД, УГПД, ПДУ, СПД [20]. Эти комплекты построены по принципу открытой конструктивной системы, которая предоставляет возможность производить модули различного функционального наполнения с сохранением преимуществ заводского изготовления, гибкости планировочных решений, мобильности и времени строительства конечного сооружения.

К концу XX века складываются два подхода развития легких модульных сооружений [10, 21]. Первый, нацелен на массовое выпуск идентичных систем, что ведет к сокращению затрат, при этом ограничивает адаптивность модульных блоков во время эксплуатации строения в различных условиях. Второй, поддерживает принцип индивидуализации изделия, подстраивая изготовление блоков под потребительские запросы. Это увеличивает расходы и разнообразие проектных решений.

С ведением в процесс разработки модульных блоков достижений из области связанного программного обеспечения, автоматизации информационного проектирования (технологии CAD, BIM, CAM и другие схожие инструменты проектирования), современных методов сборки и материалов, появилась механизмы, позволяющие собирать конструктивно более сложные и эстетически привлекательные сооружения, чем на ранних этапах развития модульности. В результате дальнейшее совершенствование модульной архитектуры осуществляется по направлению унификации модульных платформ с включением элементов кастомизации (массовое индивидуальное производство модульных сооружений). Здесь кастомизация понимается как – выпуск массовой продукции под конкретного пользователя данной структуры, путем оснащения ее дополнительным оборудованием, отвечающим потребностям и желаниям заказчика [22].

Новые механизмы проектирования, программно-вычислительное оборудование, автоматизированные системы (станки ЧПУ) определили направление к качественному обновлению модульных систем. Теперь специалисты способны проводить операции которые не свойственны традиционным методам проектирования: анализ больших баз данных, создание гибких, высокотехнологичных форм с высокой степенью точности, готовности и прочности. Достигается это моделированием и комплексным цифровым просчетом отдельных деталей, узлов, сборных конструкций и сооружений при всевозможных сценариях эксплуатации и в режиме фактического проектирования. Результатом развития легких модульных строительных конструкций выступают такие объекты как: проект SpatialTimberAssemblies ("Пространственная деревянная система") от ETHZZurich (см. Приложение, Рис. 17, Рис. 18), Woodpavilion ("деревянный павильон")(Рис. 19, Рис. 20) и Fibrepavilion ("волокнистый павильон") BUGA (Рис. 21, Рис. 22) от ICDITKEUniversityofStuttgard, UrbachTower ("Башня Урбаха") от ICDITKEUniversityofStuttgard (Рис. 23, Рис. 24).

Сооружения последнего десятилетия наглядно показывают, что совершенствование модульных сооружений движется в двух направлениях. С одной стороны, модульное строительство осуществляется согласно принципу мономатериальности конструктивного решения, в котором все узлы, компоненты, блоки – это высокотехнологичные и эффективные структуры, изготовленные из одного материала, характерного для территории, где размещено предприятие по разработке сооружения или предполагаемое место постановки объекта. С другой стороны, модульность направлена на перепроектирование жизнеспособных проектных разработок, полученных за период с 1950 по 2000 годы, согласно современным экономическим, технологическим возможностям. К нововведениям относится: роботизация производства; шаблонное проектирование (создание единой библиотеки модульных систем); массовость и индивидуальность; равенство между функцией и конструктивной составляющей модуля; объединение различных модульных платформ между компаниями-производителями; управление эксплуатационном циклом модульного сооружения.

В заключении исследование легких модульных конструкций позволило выделить следующие этапы развития структур:

 

Первый этап. Конец XIX – начало XX – переход от штучного ручного производства в условиях мастерских к фабричному, то есть массовому конвейерному производству, с введением в упрощенной форме стандартизированных и взаимозаменяемых деталей. Изготовление первых прототипов модульных элементов в виде предварительно изготовленных компонентных модулей и мелких узлов (окна, двери, элементы фасадов, покрытий и прочие простые детали). Накопление экспериментальных наработок в области сборно-модульного проектирования.

Второй этап. 1900 - 1940 годы – окончательное внедрение поточного (конвейерного) производства, переведение его с мелкоузловой сборки к крупноузловому изготовлению блоков-модулей. В ходе технологический операций модули выпускались как изделия, способные к самостоятельному функционированию, или как составные части более сложной системы.

Третий этап. 1950 - 1980 годы – усложнение и совершенствование разработок, накопленных на прошлых этапах развития легких модульных систем, с целью адаптации этих решений под новое материально-технологическое оснащение промышленной отрасли. Вначале третьего этапа происходит построение разрозненных модульных систем. По его окончанию реализуется переход к уникальным модульным платформам с применением методов цифрового проектирования.

Четвертый этап. 1990 - 2000е годы – обрабатывание модульных технологий, так как возник преизбыток модульных платформ прошлых стадий исследований. Широкое распространение получают: программное обеспечение, автоматизация информационного проектирования, появление современных материалов и роботизированные методы сборки, которые позволили изготавливать конструктивно более сложные и эстетически привлекательные модульные блоки, чем на ранних этапах развития. К основным принципам модульности добавляется положение о высокоэффективном, экологичном изделии. В результате дальнейшее совершенствование осуществляется по направлению замены уникальных модульных платформ на унифицируемые модульные платформы с включением элементов кастомизации. Складывается концепция – Массового индивидуального производства модульных блоков.

Пятый этап. 2010 год – настоящее время – развитие модульных сооружений направлено на перепроектирование жизнеспособных проектных разработок, полученных за период с 1950 по 2000 годы, согласно современным экономическим, технологическим возможностям, выполнение экспериментальных проектов модульного строительства в области мономатериальности конструктивного решения, создание региональных модульных платформ с учетом особенностей регионов, где реализуется модульная архитектура. Впоследствии, региональный уровень модульных сооружений создаст условия для потенциального перехода к поколению глобальных модульных платформ, то есть к пятому этапу развития модульных систем.

Приложение:

Рис. 1-6

 

Рис. 7-12

Рис. 13-18

Рис. 19-24

Библиографический список:

 

  1. Бовыкин Д.Ю. Промышленная революция [Электронный ресурс] // ПостНаука: интернет-журнал 2015. – URL: https://postnauka.ru/faq/48275.

  2. Веселова С.Б. Преодоление хаоса. Жизненный мир мегаполиса в концептах, архитекторов, философов и социологов начала XX века [Электронный ресурс] // Сигма: электрон.журн. 2016. –URL: https://syg.ma/@artlocustransit/prieodolieniie-khaosa-zhizniennyi-mir-mieghapolisa-vkontsieptakh-arkhitiektorov-filosofov-i-sotsiologhov-nachala-xx-vieka.

  3. Ryan E. Smith. Prefab architecture: a Guide to modular design and construction / Ryan E. Smith, James Timberlake. – Hoboken, Canada: John Wiley & Sons, Inc., 2011. – 384 с.

  4. Housing prefabrication: Background for a conceptual development of the architectural project [Электронныйресурс]: документконференции. – / Antonio Lopes Correia, LuísSimões da Silva, VítorMurtinho. – Электрон. текстовыедан. – Coimbra: ISISE, 2012. – URL: https://www.researchgate.net/publication/321622935_Housing_prefabrication_Background_for_a_conceptual_development_of_the_architectural_project.

  5. The History of Prefabrication, From Roman Forts to Modern Modular Housing [Электронныйресурс] // Autodesk Redshift: ежедн. Интернет-изд. 2019. – URL: https://www.autodesk.com/redshift/history-of-prefabrication/.

  6. The Manning Portable Colonial Cottage (1833) [Электронныйресурс] // – URL: http://quonset-hut.blogspot.com/2012/12/the-manning-portable-colonial-cottage.html.

  7. Technical evolution of 3D modular construction from the nineteenth century to World War II [Электронныйресурс]: документ конференции. – / G. OvandoVacarezza, B. LauretAguirregabiria, J.M. Lirola Pérez, EstéfanaCastañedaVergara. – Электрон. текстовые дан. – Valencia: UCM-UPM, 2012. – URL: http://oa.upm.es/34107/1/CONSTRUCTION.pdf.

  8. Макотина С. А. Первая всемирная промышленная выставка Лондон 1851 год. Развитие и эксплуатация проствыставочного пространства всемирных промышленных выставок XIX начала XX веков. // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. – 2011. – № 1 (1). – С. 179-193.

  9. Шпаков В.Н. История всемирных выставок / В.Н. Шпаков – Москва: АСТ, ЗебраЕ, 2008. – 384с.

  10. Княгинин В.Н. Модульная революция: распространение модульного дизайна и эпоха модульных платформ / В.Н. Княгинин, М. С. Липецкой, С. А. Шмелевой. – Санкт-Петербург: 2013. – 82с.

  11. Modular Construction using light steel framing: an architect's Guide / R.M. Lawson, P.J. Grubb, J. Prewer, P.J. Trebilcock. — Silwood park, Berkshire : The Steel Construction Institute, 1999. — 105 с.

  12. Генри Форд – изобретатель конвейера [Электронный ресурс] // LookAtMe: ежедн. интернет-изд. 2014. – URL: http://www.lookatme.ru/mag/live/wrong-beliefs/209093-ignorance-ford-assembly.

  13. Phillip Howat. Modular DIY architecture / Phillip Howat. — Auckland, New Zealand :Unitec Institute of Technology, 2015. – 99 с.

  14. Performance of modular prefabricated architecture: Case study-based review and future pathways [Электронныйресурс] / Fred Edmond Boafo, Jin-Hee Kim, Jun-Tae Kim. – Электрон. текстовыедан. –Kongju:Sustainability, 2016. – URL: https://www.researchgate.net/publication/304005631_Performance_of_Modular_Prefabricated_Architecture_Case_Study-Based_Review_and_Future_Pathways.

  15. Сапрыкина Н. А. Мобильное жилище для Севера / Н. А. Сапрыкина – Ленинград: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1986. – 216 с.

  16. Мухатаев А. О контейнерных перевозках [Электронный ресурс] // Vdnk. – URL: http://www.vdnk.ru/site/ru/info-container.

  17. Баринова А. Дома-контейнеры [Электронный ресурс] // NationalGeographic Россия: электрон.журн. 2016. – URL: https://nat-geo.ru/planet/doma-konteynery/.

  18. Method for converting one or more steel shipping containers into a habitable building at a building site and the product thereof [Электронныйресурс] // Patents.google.com: электрон. журн. – URL: https://patentimages.storage.googleapis.com/48/c5/f8/9183a02b6bbad5/US4854094.pdf.

  19. Теория и практика использования быстровозводимых зданий в обычных условиях и чрезвычайных ситуациях в России и зарубежном / А.Н. Асаул, Ю.Н. Казаков, В.Л. Быков, И.П. Князь, П.Ю. Ерофеев. – Санкт Петербург: Гуманистика, 2004. – 472 с.

  20. Индустриальное производство мобильных домов (обзор). / В. А. Гришин, А. В. Водовозова, Е. Б. Тотмина, Е. Д. Машко. – Москва: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1975. – 64с.

  21. Marianna Marchesi. Design for Mass Customization: Rethinking Prefabricated Housing Using Axiomatic Design . [Электронныйресурс] / Marianna Marchesi, Dominik Matt. – Электрон. текстовыедан. – University Park : Journal of Architectural Engineering, 2017. – URL: https://www.researchgate.net/publication/315109944_Design_for_Mass_Customization_Rethinking_Prefabricated_Housing_Using_Axiomatic_Design.

  22. Большой экономический словарь / М.Ю. Агафонова, А.Н. Азрилиян, О.М. Азрилиян, С. И. Дегтярев — 2-е изд. перераб. и доп. — Москва: Институт новой экономики, 1997. — 864 с.

  23. Фалалеев П. Развивать заводское производство инвентарных зданий // На стройках России. – 1973. – № 14. – С. 26-31.

  24. Купцов, И.П. Проектирование и строительство тепловых электростанций / И.П. Купцов, Ю.Р. Иоффе. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Энергоатомиздат, 1985. – 408с. – С. 227.

 

THE MAIN TRENDS IN THE FORMATION OF LIGHT MODULAR STRUCTURES FROM THE END OF THE 19TH TO THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY.

 

Sveshnikova O.B., Candidate of Architecture, Associate Professor

Lazarev E.A., MA Student

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

 

Annotation. The bulk of modern lightweight modular systems repeats the prevailing design decisions of the past stages of the structure. Such experimental projects are created while maintaining the basic principles of modular construction, but with redesigning into more harmonious, effective from the point of view of the work of structures, material and labor costs of the product. At the same time, changing traditional methods and views on the implementation of construction processes.

The study studies design decisions of light modular structures. The main observation is that with all the variety of approaches, the development of various types of modular objects is limited. This allows you to systematize modular systems, dividing them into several groups corresponding to the stages of development of structures, taking into account the technological capabilities of industrial production, the level of maturity of the material, technical base, characteristic for each period. It is understood that the formation of light modular structures was accompanied by some continuity between the various stages of its transformation.

The studied design solutions, which are not widely used in the construction industry, in modern conditions are becoming more significant for the study of non-standard structural, spatial solutions of light modular formations and subsequent transformation under a new environment to create new types of modular objects.

The goal is to establish the stages of the formation of modular systems with the definition of structures that relate to light modular systems.

The task is to consider (identify) the beginning of the formation of modular structures, dependence on social processes, the level of development of production and scientific and technical conditions.

Keywords: formation stages, block module, lightweight modular structures, manual production, robotic production, workshop production, prefabrication.