Раздел
УДК 725.1:62(430.2)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В ГОРОДЕ ДРЕЗДЕНЕ (XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА)

Костиков А.К., магистрант
Лихачёв Е.Н., кандидат архитектуры, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В работе проведен сравнительный анализ промышленных объектов в городе Дрездене, наиболее интересных для промышленного туризма. Причиной выбора этого города для анализа послужило то, что он является центром развития промышленности в восточно-германском регионе. В качестве обоснования необходимости привнесения новых функций в промышленные объекты выступает произошедший переход от индустриальной экономики к «экономике впечатлений». В статье дан сравнительный анализ производственных предприятий как объектов промышленного туризма. Рассмотрены особенности туризма на следующих предприятиях: автомобильный завод фирмы Volkswagen– Стеклянная мануфактура, Фарфоровая мануфактура, Табачная фабрика Йенидце.

Ключевые слова: экономика впечатлений,промышленный туризм, объекты промышленного туризма.

 

    В настоящее время экономика услуг начинает приобретать все большее значение. «Экономика впечатлений» – это новый этап формирования глобальной экономики, направленный на чувства потребителей [1, 2]. Одним из инструментов воплощения «экономики впечатлений» является промышленный туризм, а именно организация экскурсий на промышленные объекты, предоставляющие возможность не просто почувствовать себя посетителем, но оценить производственные процессы на объекте, ощутить, испробовать, примерить и купить готовый продукт. Главной ценностью становятся незабываемые ощущения.
   Удачным примером реализации такого туризма считается город Дрезден– крупнейший транспортный, культурно-промышленный центр Восточной Германии, исполняющий роль административной столицы Саксонии, в которой проживает свыше полумиллиона человек. При том что город знаменит своей монументальной архитектурой, прекрасной живописью и иными видами искусств, он еще является одним из наиболее высокотехнологичных городов страны. В качестве объектов промышленного туризма в статье рассматриваются Стеклянная мануфактура, Фарфоровая мануфактура и  Табачная фабрика Йенидце.
   Промышленный туризм и город взаимозависимы, поэтому нельзя анализировать объекты промышленного туризма без учета городского контекста[3]. Отсюда целью статьи является определение основных особенностей промышленного туризма анализируемых объектов, благодаря которым предприятия зарубежья удовлетворяют культурным запросам общества.

Рис.1

    Рассмотрим вышеописанные предприятия Дрездена. Автомобильный завод фирмы Volkswagen (рис. 1), построенный в 2001 г. стал знаменит под именем «Стеклянная мануфактура» не только как высокотехнологичный производственный комплекс, но и как шедевр архитектурной мысли. Прозрачные стены достопримечательности дают возможность увидеть сборку автомобилей премиум класса Volkswagen Phaeton даже с улицы. Интерьер мануфактуры выполнен из вертикальных стеклянных поверхностей, паркетного пола. Паркетом облицован главный транспортер. Символом комплекса служит стеклянная башня, достигающая в высоту практически 40 м. Она исполняет роль временной парковки для автомобилей, ожидающих вероятных покупателей.
    Первая в Европе фарфоровая мануфактура (рис. 2) появилась в 1017 г. в Мейсене, пригород Дрездена, в замке Альбрехтебург. На каждом изделии стоит знак двух скрещенных голубых шпаг. Присутствие этих фарфоровых изделий в европейских музеях подтверждает их высокую значимость как произведений искусства. В замке имеется собственный музей и магазин. Помимо этого, предоставляется возможность увидеть, как в студии расписывается фарфор.

Рис.2

    Табачная фабрика Йенидце (рис. 3) –уникальная постройка, благодаря архитектурным приёмам похожа на огромную мечеть с минаретом. Возведенный объект в 1909 г. работал как сигаретная фабрика. На начало XX в. существовал запрет на строительство производственных зданий в монотонном фабричном стиле в историческом центре города. Предприниматель Гуго Цицу вышел из ситуации, обратившись к молодому архитектору Мартину Хаммицшу. Согласно его проекту, обходящему запрет,под куполом сушится табак, труба стилизована под минарет, а само здание имитирует мечеть. На то время табачная фабрика стала одной из первых высотных зданий в Германии. Для барочного центра города Центральной Европы здание, построенное в восточном стиле, работало заманчивой рекламой производимой продукции. В настоящем фабрика поменяла первоначальную функцию, став офисным центром и местом организации различных мероприятий.

Рис.3

     Роль предприятий как объектов промышленного туризма тесно связана с особенностями промышленной архитектуры, таких как открытость, знак, новое в старом[4].
   Под открытостью понимается как посещаемость, доступность, так и визуальный облик промышленного предприятия. Максимальная доступность производственного объекта достигается, когда предприятие находится в центральной части города. Это возможно в том случае, если такое размещение приносит пользу для горожан.
   Автомобильный завод, именуемый Стеклянная мануфактура, играет роль социально значимого урбанистического объекта, открытого для жителей. Так как предприятие размещено в центральной части города, оно выполняет не только производственную, но и культурную функцию. Визуальная открытость Стеклянной мануфактуры достигается благодаря отсутствию сплошных ограждений, забора и решением фасадов с минимальным использованием глухих конструкций и материалов. Помимо основной производственной функции, предприятие работает как экскурсионный и социокультурный объект. Экскурсии, концерты и презентации стали неотъемлемой частью Стеклянной мануфактуры.
    Под знаком подразумевается определение брендовой значимости облика производственного предприятия как символа в глазах людей.
   Ярким примером может служить марка Дрезденской фарфоровой мануфактуры. Под ней создается знаменитый на весь мир редчайший европейский фарфор. Промышленный объект становится неотъемлемым фрагментом образа,известным звеном бренда. В современном мире благополучие предпринимательского дела невозможно без создания и укрепления марки. Избыток одинаковой продукции на рынке заставляет хозяев производственного предприятия задействовать рекламу для привлечения потребителя к своему товару. Архитектура работает на бренд.
   Наконец, новое в старом – это определение, характеризующее направление в реконструкции старинных производственных объектов с целью внесения новых функций и смыслов.
   Реконструкция направлена на восстановление материального объекта, памятника истории, культуры и архитектуры, науки и техники и, возможно, возрождение изначального смыслового контекста предприятия для окружающей территории. Существуют примеры реконструкций, которые приводят к восстановлению производственной деятельности и здоровой социальной среды определенного района или даже города.
   Другим значащим объектом в Дрездене является уникальная по своей архитектуре достопримечательность Йенидце, ранее исполнявшая роль предприятия по производству табачной продукции. Прямо под стеклянным куполом открыт двухэтажный ресторан и пивной сад, откуда открывается великолепный вид на город.
   В заключение следует отметить, что анализ опыта в применении такого вида туризма констатирует высокую выгоду, как для предпринимателей, так и для развития местной территории в целом [5]. Независимо от того, насколько человек эрудирован, он преимущественно переносит полученные эстетические ощущения от архитектуры объекта на его собственника. Благодаря промышленному туризму владельцы смогут добиться этого эффекта, получив дополнительный доход.
   Следует отметить, что изложенные идеи промышленного туризма являются актуальными для Новосибирска –крупнейшего транспортного, торгового, научного, культурного и промышленного центра Сибири, города, в котором проживает более полутора миллионов человек [6].
   За рубежом предприниматели используют промышленный туризм уже более ста лет, а отечественное научное сообщество заинтересовалось им не так  давно[7–8]. По этой причине отсутствует общее понимание сути и особенностей формирования такого туризма, нет методологии, отсутствуют архитектурные методики, типологии и универсальные модели реализации объектов отечественного промышленного туризма, развитие которого может послужить новым брендом в индустрии отдыха.
    Развитие отечественного туризма нуждается в новых идеях. Привлечение туристов на производственные предприятия является новым трендом в отечественной индустрии отдыха.
   Статья обусловлена тем, что исследование опыта реализации объектов промышленного туризма, используемых на успешных зарубежных производственных предприятиях, даст толчок к внедрению на существующих фабриках и закладыванию в проект будущих производственных предприятий России промышленного туризма с целью оказания рекламы и повышения конкурентоспособности предприятий.

 

Библиографический список

 

    1. Пейн Джозеф, Гилмор Джеймс. Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена. – М.: Изд-во «Вильямс», 2005.
    2. Pine B.J., Gilmore J.H. The Experience Economy: Work is Theatre & Every Business a Stage. – Harvard Business Press, 1999.
    3. ЛысиковаО.В. Индустриальный туризм в городском пространстве: кейс-стади Саратова // Лабиринт: Журнал социально-гуманитарных исследований. Прошлое, настоящее, будущее индустриального города. – 2014. – № 1. – С. 38–48.
    4. Черкасов Георгий Николаевич, Кабаева Мария Михайловна Новые тенденции в развитии промышленной архитектуры: предприятие – человек –  город – общество // Academia. Архитектура и строительство. – 2014. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-tendentsii-v-razvitii-promyshlennoy-arhitektury-predpriyatie-chelovek-gorod-obschestvo
    5. Волков С.К., Морозова И.А. Актуальные научные исследования в современном мире. – 2016. – № 8–1 (16). – С. 26–30. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=26597519
    6. Горошко Н.В., ПацалаС.В. Возможности для производственного туризма в городском пространстве Новосибирска // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2016. –№4 (7). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-dlya-proizvodstvennogo-turizma-v-gorodskom-prostranstve-novosibirska
    7. РыцевА.И. Промышленный туризм в контексте социально-ориентированного управления: передовой опыт // Экономика и социум. – 2014. – № 4–6 (13). – С. 913–915.
    8. Тимофеев Н.В. Промышленный туризм – новый подход к экономическому развитию Санкт-Петербурга (на примере судостроительного кластера) // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. – 2014. – № 1 (68). – С. 230–232.

 

 

COMPARATIVE ANALYSIS OF OBJECTS OF INDUSTRIAL TOURISM IN DRESDEN CITY (XX - EARLY XXI CENTURY)

 

Kostikov A.K., MA Student
Likhachev E.N., Candidate of Architecture, Docent
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts


Abstract. The paper conducted a comparative analysis of industrial facilities in the city of Dresden, the most interesting for industrial tourism. The reason for choosing this city for analysis was the fact that it is the center of industrial development in the East German region. The rationale for bringing new functions to industrial facilities is the transition from the industrial economy to the «economy of impressions». The article provides a comparative analysis of industrial enterprises as objects of industrial tourism. The peculiarities of tourism at the following enterprises are considered: Volkswagen Automobile Plant – Glass Manufactory, Porcelain Manufactory, Yenidze Tobacco Factory.
Keywords: economy of impressions,industrial tourism, industrial tourism facilities.