Раздел
УДК 728.1 + 728.2.012.27

ПРОПОРЦИИ ФАСАДОВ И МОДУЛЬНОСТЬ ФАКТУР КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЛОТА 4 ЖК «ЗИЛАРТ»

Семикин П.П., кандидат архитектуры
Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств
Семикин П.В., кандидат технических наук, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассматривается архитектура жилого комплекса «ЗИЛАРТ» в Москве в составе первой очереди строительства. Один из авторов лично участвовал в проектировании и авторском надзоре. Рассматриваются основные принципы формирования объемно-пространственных решений в контексте пропорций и правила золотого сечения. Проанализированы отделочные материалы и приемы достижения художественной выразительности фасадов. Приведены примеры модульности примененных экстерьерных материалов в качестве средства повышения разнообразия решений при сохранении диапазона из нескольких позиций. Выявлена зависимость визуального восприятия комплекса от изменения климатических условий.

Ключевые слова: архитектура, жилой комплекс, фасад, пропорции, модульность, кирпич, керамогранит, композит.

 

     В 2014 г. архитектурное бюро «Мезонпроект» вошло в топ команд-проектировщиков первой очереди ЖК «ЗИЛАРТ». Изменение функционального назначения территорий полуострова призвано сформировать иной облик городской застройки, насытить пространство новыми функциями. Горизонт планирования данного проекта составляет порядка 10 лет, поэтому для создания качественной, не стихийно возникающей городской среды заказчиком был принят дизайн-код, который задал рамочные параметры будущей застройки: базовая высота, отступ от красных линий, количество площадей и ряд других. Дизайн-код – это проиллюстрированный набор базовых правил организации территории, стандартов проектирования, требований и рекомендаций по вопросам развития местности. Графические и письменные компоненты дизайн-кода создают видение генерального плана и объектов при проектировании и разработке. Логичным уточнением дизайн-кода с расширением конкретных требований является техническое задание на проектирование. В данных условиях у каждого участника была достаточная степень свободы для реализации собственного творческого потенциала. Одним из обязательных условий было применение фасадного кирпича, производимого заводами Заказчика – «Группой ЛСР» [4].
   Техническим заданием был определен отказ от балконов и лоджий, замена их «французскими балконами». Данное обстоятельство повлияло на проектирование – получена большая свобода работы с фасадами, которая выражается в возможности формирования пластических решений, без привязки к выступающим летним помещениям.  В процессе создания Лота 4 неоднократно происходило уточнение технического задания, среди значительных изменений можно отметить повышение этажности с 12 до 14 этажей и увеличение количества площадей размещаемых квартир. Это привело к необходимости корректировки изначальных проектных решений, при этом можно было пойти по пути простого «масштабирования» комплекса, однако архитекторами был применен принцип золотого сечения. Его математическое выражение – это корреляция отрезков, при которой целый так относится к большей части, как она к меньшей. Числа 0,382 и 0,618 реализуют этот принцип и являются коэффициентами последовательности Фибоначчи [3].

Рис.1

     На Лоте 4 базово он заложен в геометрических размерах корпусов, расстоянии между одноэтажными встройками (рис. 1), пропорциях отдельных частей комплекса [1]. Также на его основе спроектированы оконные проемы и эркеры, соотношение которых с основной массой фасада стало одной из главных выразительных особенностей. Это наглядно видно на дворовом фасаде корпуса А. Двухэтажные эркеры расположены в шахматном порядке с 6-го по 11-й этаж симметрично относительно центральной оси здания. Со 2-го по 6-й этаж часть оконных проемов объединена единой композитной рамой на 4 этажа, другое решение остальных окон – сдвоенные рамы на 2 этажа. В уровнях эркеров оконные проемы решены одиночно, для того чтобы визуально не конкурировать с выступающими элементами,  однако ближе к верхней части (10–11-й этажи) уже объединены, а 3 завершающих этажа обрамлены композитной рамой по всем «ниткам» проемов (рис. 2). Таким образом, неравномерная, но кратная модульность элементов позволяет добиться разнообразия, формируя «эффект устойчивости», завершенности корпуса при общем упрощении технологии производства.

Рис.2

     Выразительность данным решениям придает не только продуманный ритмо-метрический ряд чередования простенков и окон, но и скрупулезно подобранный диапазон цветов и фактур. Нами были выбраны 2 типа кирпича: темный глянцевый ангобированный и светлый матовый [2]. Основной материал оконных и дверных конструкций и деталей – композит, цвет – RAL 7015. В ненастную погоду он органично смотрится с ангобированным кирпичом, а светлый кирпич является «холстом», на котором хорошо «читаются» идеи, реализованные с помощью материала. Это возможно благодаря различию фактур: кирпичная стена, набранная из отдельных элементов и единый «монолитный» композит. Своеобразие строения поверхностей материалов наиболее активно показало себя на дворовом фасаде корпуса В. Он облицован полностью темным кирпичом, из которого скульптурно «вырезаны» оконные проемы, обрамленные композитом (рис. 3). Особенно эффект заметен в яркую солнечную погоду.

Рис.3

     Важными элементами фасада являются вентиляционные решетки, выполненные из композита. Они выступают в качестве ограждающей конструкции помещений для размещения внешних блоков кондиционеров, участвуют в формировании поэтажной разбивки фасада и имеют различные прорезные орнаменты. В корпусе А со 2-го по 6-й этаж применяются решетки с геометрическим ортогональным рисунком, которые чередуются вертикальными простенками с 7-го по 14-й этаж – с регулярным единым рисунком и более дугообразными формами. Этот прием использован для усиления эффекта «разделения» фасада по материалам (в нижней части – светлый кирпич, в верхней – темный), а также для придания большей композиционной целостности. Решетки с 7-го по 14-й этаж установлены не только в нишах для блоков кондиционеров, но в целом на всю высотку «нитки». Конструктивно перекрытия не доходят порядка 100 мм до решеток, создавая тем самым эффект вертикальной «трубы», для усиления потоков воздуха, подобно технологии в навесном вентилируемом фасаде. Однако визуально серые торцы перекрытий выделялись за темными решетками, поэтому проектом было предусмотрено их закрытие композитным листом цвета RAL 7015. Таким образом, создается образ вертикально-ориентированного орнамента, который симметрично фрагментирует главный фасад, выходящий на проспект Лихачева.
     Четвертым материалом, применяемым в комплексе, стали керамогранитные плиты, которыми облицован внешний контур 1-го этажа. Основной идеей была ломаная траектория искусственного камня, своеобразная «гармошка» для противопоставления архитектуре вышележащих этажей. В связи с большой высотой (6 м) керамогранит монтировался в 2 пояса с разрывом. Изначально проектом была предусмотрена сталь Corten, однако оптимизационные мероприятия заказчика заставили найти альтернативу. Примененный испанский искусственный камень имеет «металлизированную» поверхность, имитирующую стальной лист со ржавчиной. Данная фактура, несмотря на свою охристую гамму, органично вписалась и дополнила колористическую схему комплекса. Это особенно заметно в местах стыковки нескольких типов материалов (рис. 4).

Рис.4

     Таким образом, основой для создания объемно-планировочного решения Лота 4 послужили правила старых мастеров, такие как золотое сечение. Это определило как общую геометрию корпусов, так и локальные решения элементов. При выборе облицовочных материалов применен художественный принцип необходимого и достаточного. Его суть заключается в том, что живописец на полотне применяет ограниченную палитру красок для передачи конкретного сюжета. Аналогично на объекте применены 2 вида кирпича, композит, как материал оконных конструкций и решеток, и керамогранитные плиты в качестве акцента 1-х этажей, «встречающего» жителя или гостя. Кроме того, ангобированный кирпич, за счет цвета и фактуры, меняет восприятие всего комплекса в зависимости от климатических условий и времени суток.

 


Библиографический список

 

    1. Кузьмина И.Б. Классические пропорции в архитектуре и дизайне // Графический дизайн: традиции и инновации: материалы междунар. науч.-практ. конф. – СПб., 2017. – С. 56–63.
    2. Лапунова К.А., Мычка И.Ю. Керамический кирпич в архитектурном декоре, скульптуре и ландшафтном дизайне // Молодой исследователь Дона. – 2017. – № 5 (8). – С. 78–83.
    3. Радзюкевич А.В. К вопросу о теории золотого сечения // Современные технологии и методики в архитектурно-художеcтвенном образовании: материалы междунар. науч.-метод. конф. – Новосибирск, 2016. С. 101–103.
    4. Саенко Э.Г., Корепанова В.Ф., Гринфельд Г.И. Возможности фасадного клинкерного кирпича марки «ЛСР» в замещении импорта // Строительные материалы. – 2016. – № 4. – С. 60–64.

 


THE PROPORTIONS OF THE FACADES AND THE MODULARITY OF THE TEXTURES AS A MEANS OF EXPRESSION OF LOT 4 RC «ZILART»

 

Semikin P.P., Candidate of Architecture
Moscow State Academic Art Institute named after V.I. Surikov of Russian Academy of Arts
Semikin P.V., Candidate of Engineering Sciences, Docent
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts


Abstract. The article discusses the architecture of the residential complex «ZIL ART» in Moscow as part of the first phase of construction. One of the authors personally participated in the design and supervision. The basic principles of formation of volume-spatial solutions in the context of proportions and the rule of the «Golden section» are considered. Analyzed materials and techniques to achieve artistic expression of the facades. Examples of modularity of the applied exterior materials are given, as a means of increasing the variety of solutions, while maintaining a range of several positions. The dependence of the visual perception of the complex on changes in climatic conditions is revealed.
Keywords: architecture, residential complex, facade, proportions, modularity, brick, ceramic granite, composite.