Номер
УДК 72.017

КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА. ТЕНДЕНЦИИ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Робежник Л.В., кандидат архитектуры, доцент
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

 

Аннотация. Предметом исследования являются современные подходы в процессе формирования колористики городского пространства. Выявляются значимые цветоносители в городской среде. Рассматривается влияние современных технологий и материалов на возможности использования цвета в процессе формирования и корректировки образа города. Также выявлены проблемы визуального шума, проблемы существования агрессивной визуальной среды в городе. Обосновывается использование растительности, элементов дизайна и света как  активных составляющих колористики города.

 

Ключевые слова: архитектурная колористика, цветопластическое преобразование, городская среда, композиция, визуальный комфорт.

 

     Современный город – сложный, многоуровневый организм, в котором есть точки роста, существуют деградирующие пространства, требующие профессионального вмешательства архитектора, и стабильные городские образования, отвечающие функциональным и эстетическим требованиям.
      Город живет и развивается, совершенствуя свою транспортную структуру, осваивая новые территории и рекультивируя утратившие привлекательность пространства. Его облик постоянно изменяется. И если раньше развитие города более поддавалось комплексной оценке и долгосрочному планированию, то в настоящее время планирование стало не таким долгосрочным. Генпланы развития городов заменяются на мастер-планы, решающие вопросы краткосрочной перспективы.
       Цвет, взаимодействуя с пластикой в архитектурной форме, оказывает существенное влияние на эмоциональную составляющую при восприятии пространства города. Являясь важным композиционным средством, цвет способен оказывать существенное влияние на процесс прочтения  как отдельной архитектурной формы, так и крупного пространственного образования.
     В данной статье исследуются перспективы современных подходов в области формирования колористики городского пространства, выявляются значимые цветоносители в городской среде. Рассматривается влияние современных технологий и материалов на возможности использования цвета в процессе формирования и корректировки пространственного образа города.
       Провозглашенная в XX в. и в то время казавшаяся незыблемой композиционная структура города претерпевает в настоящее время значительные трансформации. Каркас, ткань и плазма города – ясные составляющие композиционной иерархии крупного пространственного образования прошлого века. Под каркасом понимались значимые магистрали и архитектурные ансамбли города. Каркас составлял пространственную основу, с колористической точки зрения допуская более смелые, яркие, знаковые решения. Ткань города определяла рядовая, типовая застройка. На данном уровне ставились вопросы колористической гармонизации соседних архитектурных объектов. Более высокий уровень профессиональных решений предполагал поиск и формирование определенных знаковых колористической палитры и колористической структуры рассматриваемого архитектурного образования. Если такая колористическая палитра и структура создавались, данный район с помощью своеобразного «колористического кода» опознавался в  пространственном образовании города.  Дизайн-наполнение обозначалось как плазма – самая нестабильная и изменчивая во времени составляющая. Ей отводилась скромная роль колористического дополнения к доминирующему колористическому решению зданий.
      Сегодня крупные и крупнейшие города, решая транспортные проблемы, создают скоростные магистрали и многоуровневые развязки, которые организуют «надкаркасный уровень» и воспринимаются пешеходами соседних районов как пространственные линии и мегаобъемы, вклинивающиеся в традиционную структуру.
      Более традиционным считается размещение крупного общественного объекта в центре города, на значимой магистрали. В настоящее время достаточно часто новый знаковый общественный объект изначально не располагается в композиционном каркасе города и трансформирует транспортную структуру, а иногда и композиционный каркас под свое присутствие  в городской среде. Особенно ярко данный подход к размещению новых архитектурных объемов иллюстрируется на примере олимпийских объектов.
       Также наблюдается усиление визуальной значимости плазмы – дизайн-наполнения города. Элементы городского дизайна способны играть главную роль в формировании уникального облика средового фрагмента. В то же время дизайн-наполнение способно растворить и визуально разрушить колористическое своеобразие архитектуры, привнести в колористическую гармонию тенденции хаотичности и разрозненности.
    На выбор колористического решения отдельного архитектурного объема или фрагмента городской среды оказывают влияние следующие факторы:
    • колористика контекста (окружения) проектируемого объекта;
    • стремление создать оригинальный объект, дающий импульс дальнейшей трансформации (в том числе и колористической) территории;
    • апробация новых технологий и материалов;
    • влияние социальных групп и сообществ, их колористической культуры и колористических предпочтений;
    • осознанный выбор профессионала-архитектора, определяющий значимость того или иного фактора в конкретной ситуации.
    Профессиональный подход к формированию колористики определяет необходимость колористического акцентирования значимых композиционных точек города и более колористически сдержанного подхода при формировании рядовой застройки. Колористическое акцентирование не всегда предполагает прямое использование ярких цветов. Привлечение внимания с помощью цвета может реализоваться и посредствам использования тонового контраста, привнесения в среду редко используемых колористических оттенков и т.д.
    Из-за обилия рекламы в нижних этажах зданий, формирующих общественные пространства города, и возникновения колористической агрессивности среды наметилось осознание ценности цветовой сдержанности, неброскости. Н.В. Шахматова подчеркивает, что «агрессивность» современной архитектуры возникает, «когда не выдержан принцип «золотой середины» и происходит либо чрезмерное усложнение формы, либо ее излишнее упрощение…» [1, с. 261]. Аналогично и в цветовом решении среды сложны для восприятия колористическая перенасыщенность и цветовая монотонность.
      Примером, в котором учитывается существующий колористический контекст с одной стороны, и формируется с помощью цвета новое современное пространство, является реконструкция квартала и создание мультифункционального комплекса «Фабрика Станиславского» в Москве (концепция и мастер-план выполнен Сергеем Гордеевым и John McAslan). Реконструкция завершилась в 2011 г. Приемами, используемыми в данном объекте, являлись сохранение и развитие в новых объемах колористики красной кирпичной кладки, гармоничное включение в комплекс квартала светлых объемов. Малые архитектурные формы – подиум и беседки –  выполнены с использованием дерева. Оттенки светлого дерева смягчают, таким образом, контраст красного и белого.
    В Британском музее естествознания при реконструкции восточного крыла (арх. Динер и Динер, Берлин, 2009) использован прием колористического зонирования границ реставрационного вмешательства и аутентичной части здания.
     Цвет может выступать и как средство, развивающее символическую трактовку формы. В Археологическом музее Виториа (Archaeology museum Vitoria, арх. Франсиско Мангадо, Испания, 2009) темный силуэт, ритм декорирующих фасад панелей  соотносится с временными слоями, с темнотой прошедших веков.
     Центр моды и дизайна в Париже (арх. Jacob + Macfarlane, 2005–2009) является примером создания оригинального объекта, дающего импульс дальнейшей колористической трансформации территории.  Объект создан как новая пластическая и колористическая трактовка складов, построенных в 1907 г. в районе Рив Гош. Склады являлись одними из первых железобетонных сооружений в Париже. Яркий зеленый цвет объекта на набережной изменил традиционный колористически сдержанный облик прибрежной зоны. Данный архитектурный объем демонстрирует возможность активного, монохромного колористического решения.
     Молодежный центр «Фабрика молодежи» в городе Мерида (арх. бюро  Selgas Cano, 2011) является примером появления активной пластической составляющей в городе. По цвету объект менее контрастен окружению, чем по форме. Оттенки светлого дерева смотрятся достаточно естественно в контексте существующей застройки, но определенное колористическое акцентирование все же существует. Здание расположено на возвышении, защищающем археологический слой римских времен от вторжения конструкций.  «Ноги» фабрики вмещают компьютерную лабораторию, туалеты, администрацию, зал для танцев, комнаты для занятий и игр. Архитекторы хотели создать «укрытие под деревьями». Данный объект решает и социальные задачи – формирование привлекательной среды для молодежи, создание нового типа общественного пространства.
      В контраст с таким активным привнесением цвета и пластики в среду выступает прием, когда появление нового общественного объекта визуально почти незаметно. Датский национальный музей мореходства в Копенгагене (арх. бюро BIG,  2013) основан на оригинальной идее, когда, вместо того чтобы вместить в своих габаритах музей, сухой док становится центром музея, а помещения музея располагаются галереей вокруг пространства дока. Новый объект почти незаметен в среде. Серый металл пешеходных диагоналей оставляет знак современности, в то же время колористически нейтрально воздействует на окружающее пространство.
      Обилие рекламы в городе, колористическая агрессивность первых этажей общественных пространств  привели к профессиональному отторжению медиафасада, дающего возможность колористической динамики и визуализации на плоскости фасада любых образов и сюжетов. Интенсивный цвет современных фасадов обосновал консервативную реакцию на дематериализацию фасадных оболочек [2, с. 70]. В Культурном центре в деревне Флимс (арх. Валерио Олджиати) подчеркивается ощущение монолитности с помощью игры текстур на белом фасаде. В жилом комплексе «Гранатный 6» в Москве (арх. С. Чобан, С. Кузнецов и др.) использовались каменные панели с орнаментами. С. Чобан отмечает, что фасад должен «красиво стареть» [3, с. 130–131]. Стремление к основательности и монументальности реализуется в данных объектах посредством хроматической сдержанности, монохромности решений.
    Традиционная  суперграфика на фасадах воплощается в настоящее время с помощью технологии принтов и шелкографии. Цветопластическая среда, в том числе и с помощью данных технологий, наполняется глубинностью смыслов, дает возможность многомерного прочтения текстов архитектуры. Примерами таких решений являются офисное здание «Оранжерея» на территории бывшего завода «Россия» в Санкт-Петербурге на ул. Жукова (арх. компания «Теорема», С. Чобан, П. Земсков и др.);  объекты жилого района Арабиенранта в Хельсинки (Финляндия).
В универмаге  John Lewis в Лейчестере в Великобритании (John Lewis Department Store, арх. Foreign Office Architects) внешняя стеклянная облицовка покрыта зеркальным орнаментом. Рисунок фасада соотносится с тканями, производившимися мануфактурой Льюиса двести лет тому назад, а также отсылает нас к сари индийских женщин, живущих в Лейчестере.
      Новые технологии колористического многоцветия реализованы при проектировании Музея Брандхост в Мюнхене (Германия, 2008, арх. Матиас Зауэрбрух). В проекте было задействовано 35000 цветных элементов. Изначально цветовая партитура выверялась с активным использованием компьютерных технологий, затем – макетирования. В итоге получилось здание с тенденцией зрелища и цветовой гармонии. Однако такой прием может быть реализован только в конкретном средовом контексте из-за достаточно активного колористического решения. Обилие цвета в городе может привести к неструктурированности архитектурной среды.
     Эксперименты в области новых технологий и нетрадиционного использования цвета в архитектуре отличают реализованные проекты Асифа Хан (Asif Khan). Он стал известен благодаря строительству «самого черного» в мире здания.
    Современные технологии реализуют разнообразные идеи и цветового разнообразия, и колористического растворения, и переливов цвета, и трансформации во времени поверхности фасада.
      Влияние социальной группы, ее колористических ожиданий можно увидеть во многом спорном реализованном проекте регенерации 130 квартала в Иркутске (идея Дмитрия Мезенцева, 2009–2012 гг.). Активная колористика еще более выявляет преобладание новодела в историческом квартале. Цветовое решение соотносится с некоторыми ожиданиями туристов увидеть радостную ярмарочную полихромию древнерусского города.
      Плавучая школа  в районе Makoko города Lagos в Нигерии решает и  социальные,  и экологические проблемы. Цвет естественного дерева и яркий синий цвет соотносятся с окружающим контекстом (плавучими лачугами и морем). В то же время объект является знаком надежды на социальное преобразование района.
       Дополняют колористический образ современного города элементы дизайн-наполнения. Это и городская мебель, навесы, беседки, скульптура, арт-объекты, водные устройства и т.д. Визуальные коммуникации, информационные устройства, реклама привносят колористическое дополнение и часто ставят вопросы визуального комфорта. Проблемы визуального шума, проблемы визуально агрессивной среды являются знаковыми явлениями современного города. Они актуализируют вопросы формирования колористического регламента и развития колористической культуры.
    Элементы природы и растительность являются также активной колористической составляющей среды. Селекционное выведение краснолистных, пестролистных, желтолистных и серебристых сортов растений способствовало расширению цветового диапазона высокой растительности, обогащению возможностей использования элементов природы в процессе формирования колористики города. Активное использование хвойных пород деревьев и кустарников обогатило колористическую палитру зимнего образа городской среды. Использование растительности, геопластики, элементов дизайна как активных компонентов, формирующих архитектурный образ современного города (в том числе и колористический), отражены в работе В.А. Нефедова [4].
      Художественное освещение оказывает существенное влияние на вид городских ансамблей в вечернее время. Применение теплого, холодного, а также цветного света способствует развитию и корректировке цветовой палитры и структуры, создает возможности творческих трансформаций города в вечернее время. Возможности света в процессе создания вечернего образа города и варианты корректировок дневного восприятия городского пространства подробно описываются в работе Н.И. Щепеткова [5].
   Таким образом, на колористическое решение архитектурного объекта оказывает влияние колористика градостроительного контекста. При этом могут быть использованы следующие приемы формирования и выбора цвета: прием развития существующей колористической гаммы; обогащения колористического диапазона; привнесение новой колористической составляющей.
     Стремление создать оригинальный архитектурный объект способствует использованию следующих приемов: прием колористического контраста с окружением; использование колористического разнообразия в одном объеме; прием монохромной колористической активности.
       Новые технологии и материалы дают возможности применения принтов, шелкографии, создания медиафасадов, суперграфики с использованием лазерного проецирования, росписи здания цветным светом. Введение в городское пространство элементов растительности с ярко выраженной колористикой (пестролистных, краснолистных сортов и т.д.) реализует новые возможности колористических преобразований среды.
     Влияние социальных групп и сообществ на процесс изменения качества городской среды соотносится с использованием разнообразных социо-организационных методик для выявления особенностей колористической культуры, колористических предпочтений жителей города. Использование социальных сетей для получения статистических данных об особенностях восприятия цвета, акцентирование внимания на экологических трендах, создание инклюзивной среды с помощью колористической маркировки – некоторые новые направления, дающие импульс к изменению колористической гаммы города.
       Осознанный выбор цвета профессионалом-архитектором предполагает обоснование колористических решений на основе апробации современных материалов, подходов, технологий, а также оптимизацию колористических средств на основе многоаспектных предпроектных исследований.

 

Библиографический список


    1. Шахматова Н.В. Агрессивность в современной архитектуре // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. – Т. 1. – М.: МАРХИ, 2017. – С. 260–261.
    2. Бокова А. Современные тенденции проектирования оболочек // Проект Россия. – 2011. – №1 (59). – С. 68–78.
    3. Петухова Е. Жилой комплекс «Гранатный 6» в Москве // Проект Россия. – 2011. – №1(59). –  С. 130–133.
    4. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. – СПб., 2002. – 296 с.
    5. Щепетков Н.И. Световой дизайн города: учеб. пособие. – М.: Архитектура-С, 2006. – 320 с.: ил.

 


THE COLOUR ENVIROMENT OF THE CONTEMPORARY CITY. TENDENCIES AND PRINCIPLES OF THE FORMATION

 

Robezhnik L.V., Candidate of Architecture, Docent
Yaroslav-the Wise Novgorod State University


Abstract. The subject of the study is current approaches in the process of the formation of chromatic decisions in the urban space. The main colour-carriers in the urban environment are identified. This paper reviews the influence of current technologies and materials on the possibility of colour using in the process of the creation and  image correcting of the city. It also reveals the problems of visual noise and the existence of a visually aggressive environment in the city. The use of   greenery, design elements,  light as the active components of the city colouristics  is explained.
Keywords: colour in architecture, colour-plastic transformation, urban environment, composition, visual comfort.