Номер
УДК 719:903 (379.851)

ОРГАНИЗАЦИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА

Шараева Т.П., магистрант
Шипилов А.Г., доцент
Дальневосточный федеральный университет

 

Аннотация. В статье рассматриваются примеры средовой организации и повышения туристической привлекательности археологических объектов с точки зрения ландшафтной архитектуры и дизайна архитектурной среды. На основе раскопа Краскинского городища и анализа уже созданных историко-археологических музеев предложен организующий прием создания туристической среды.
      Рассмотрено современное состояние городища, история исследуемого объекта и социальная значимость на современном этапе развития района. Это легло в основу предложения метода организации данного места.
Исследован опыт обустройства экспозиции с помощью архитектурно-дизайнерских приемов, в частности музеи с полярной концепцией:  Археологический музей-заповедник «Горгиппия» и Йорвик-Викинг-центр.
    В качестве авторского вклада изложена базовая концепция устройства музейного здания в вариативном разворачивании событий, где здание музея трактуется более как культурный центр поселка и одновременно туристический визит-центр с возможностью экспозиции. Наполнение музея осуществляется имитационным материалом.
   Предлагается обязательное и необходимое включение ландшафтного окружения вокруг раскопа при необходимой культурной информационной и просветительской содержательной нагрузке.

 

Ключевые слова: дизайн архитектурной среды, ландшафтная архитектура, туризм, история, археология, экология.

 

      Приморский край имеет немалый туристический потенциал. Это и тайга с ее уникальной флорой и фауной, и острова с их живописностью и привлекательной изоляцией, и, конечно, этнографическое наследие. Немалую долю в общих видах продолжает занимать курортный или так называемый пляжный туризм. С 2007 г. на юге Приморского края, в Хасанском районе,  формируется туристический кластер с акцентом на курортный (пляжный) отдых [1]. Однако проводить время только на пляже у моря быстро наскучит. И погода не всегда благоволит купанию. А отдых тогда полноценен, когда он насыщенный, комплексный и разнообразный. Вот здесь и потребуется активизация развития прочих сопутствующих услуг и мероприятий в познавательной и развлекательной сферах. Иначе говоря, необходимо уже сейчас изыскивать возможности и формировать профессиональное дополнительное предложение, требующее кратковременного выезда в течение  светового дня для посещения туристического объекта без перемены места базирования самого туриста. В этой статье хотелось бы остановиться на одном аспекте познавательного туризма, а именно археологическом.
    В Хасанском районе расположено несколько археологических объектов. Эти объекты являются не законсервированными, но действующими полевыми лабораториями научных исследований ДВО РАН. Из этого ряда рассмотрим лишь объект, известный как Краскинское городище (рис. 1).

Рис.1

Рис. 1:  а) Месторасположение городища; б) план Краскинского городища

 

      Городище находится на самом юге Приморского края в 2 км на юго-запад от поселка Краскино Хасанского района. Оно расположено в приустьевой правобережной части долины реки Цукановка, изрезанной со стороны бухты Экспедиций узкими заливчиками. В прошлом здесь был бохайский город Янь – морской торговый порт с населением 5 тыс. человек. Площадь памятника – 13 га. Согласно китайским письменным источникам, здесь находился древний порт, поисками которого в 1871 г. занимался русский синолог архимандрит Палладий (Кафаров) [2].
    В плане городище напоминает неправильный пятиугольник, ориентированный вершиной почти на север. В крепостной стене существовало трое ворот, защищенных с внешней стороны дугообразными валами. Они обращены на восток, запад и юг. Вал задернован, в некоторых местах на вершине прослеживается его каменный остов.
     От южных ворот к северной крепостной стене прослеживается широкая (до 30 м) улица, делящая город на две части – восточную и западную. В обеих половинах на возвышенных участках сосредоточены большие камни, служившие базами колонн дворцовых и храмовых построек (рис. 2) [3].

Рис.2

Рис. 2. Примеры архитектуры государства Бохай

 

      Уникальность Краскинского городища в том, что все найденные здесь артефакты принадлежат только бохайской культуре. При наличии двух-трех строительных горизонтов мощность культурных отложений достигает 2,3 м, что показали раскопки, проводимые в период с 1980 по 1998 г. В целом памятник датируется VIII–X вв. Пока исследован верхний строительный горизонт, относящийся к X в. [4]
      Близость раскопа к центру кластера делает его потенциально возможным к показу, но на особых условиях, ибо он остается действующей полевой лабораторией ученых стран России, Китая и Кореи. Наша цель как дизайнеров  – предложить профессиональный прием раскрытия научно-познавательного  потенциала объекта для публики, но без помехи археологическим работам.
     Исследуя отечественный и зарубежный опыт, можно сказать, что подобные объекты, находящиеся «в чистом поле», консервируются, музеефицируются с устройством ландшафтно-археологического парка вокруг него. Так объекты  приготавливаются для научной работы, не связанной непосредственно с полевыми работами, но с реставрацией, что здесь в принципе невозможно. Остается открытым вопрос об актуальности и востребованности музейным сообществом здания музея с экспозицией, посвященной только лишь этому объекту. Новому зданию потребуется полный комплекс необходимых мероприятий по ежедневному круглогодичному обслуживанию и обеспечению. Не окажется ли оно балластом для поселения? Рассмотрим несколько примеров.
     В 1977 г. решением Совета Министров РСФСР был создан Анапский археологический музей – филиал Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д. Фелицына. «Античный город Горгиппия» (рис. 3), расположенный в историческом центре федерального курорта, стал местом притяжения многочисленных гостей: отдыхающих, ученых, археологов, искусствоведов, любителей древностей [5].
       Археологический музей-заповедник «Горгиппия» включает в себя 1,6 га заповедной территории, из которых 0,7 га исследованы и экспонируются. Сейчас можно видеть жилые кварталы, дороги, колодцы, водостоки, винодельческие комплексы, оборонительные сооружения. Работают выставки архитектурных деталей, памятников надгробной скульптуры, саркофагов. Находки экспонируются в двух зданиях дореволюционной постройки. Эта часть раскопок находится непосредственно в центре города, в шаговой доступности с набережной и развлекательными парками. За счет данного расположения здесь высокая посещаемость (более 150 тыс. гостей в год). Участок представляет собой огороженное место с прямоугольным раскопом, который можно обойти по контуру и спуститься по трапам вниз в составе экскурсионной малой группы. Какое-то время в летний сезон через раскоп был перекинут деревянный мостик, но позже был демонтирован. На участке есть открытая выставочная площадка и небольшое здание с экспозицией.
      Иначе трактуется английский пример восстановленного быта раннесредневекового жития викингов. Музей «Йорвик-викинг-центр» был создан Йоркским археологическим фондом, который в период с 1976 по 1980 г. проводил обширные раскопки в городе Йорк (на месте возведения будущего торгового центра). В результате были обнаружены хорошо сохранившиеся фрагменты деревянных домов и мастерских, загонов для скота, туалетов, оград, разные металлические изделия, кости и керамика. В общей сложности было добыто более 40000 предметов. После окончания работ было решено на месте раскопок воссоздать часть древнего города-порта викингов, который был назван Коппергейтское городище. Так появился музей, где была воссоздана атмосфера примерно 975 года [6].
      Непосредственно пространство музея устроено под землей, тогда как сверху это обыкновенное здание. Экскурсия проходит в необычном формате. В первом зале посетители находятся в подвесных кабинах – «машинах времени», которые передвигаются внутри инсталляций. Визуальный осмотр сопровождается голосовой экскурсией со включением тщательно продуманных фоновых звуков (улицы, песнопения и др.). Одна из фирм, специализирующаяся на выпуске ароматических составов, сумела воспроизвести около двенадцати различных запахов. Для этого в специальные сосуды с подогревом помещают особые таблетки и распространяющиеся ароматы еще больше погружают  посетителей в атмосферу раннего Средневековья. Во втором зале можно наблюдать за постоянными раскопками и изучением городища с верхнего этажа, а также через стеклянный пол. В третьем зале организована традиционная витринная экспозиция. Четвертый зал – сувенирный.
         Кроме того, музей предлагает интерактивную программу. Раз в год на базе центра проходит фестиваль викингов, который распространяется на весь Йорк. Все пространство центра города преображается, в нем проводится историческая реконструкция. Люди наряжаются в стилизованные костюмы, а торговые лавочки декорируются под старину [7].

Рис.3

Рис. 3: а – Археологический музей-заповедник «Горгиппия»; б – Музей «Йорвик-викинг-центр»

 

      Поселок Краскино, являясь административным центром туристического кластера, примет на себя функции по приему, размещению, распределению и культурному просвещению отдыхающих. Разумеется, что в XXI в. необходимо эти задачи решать на уровне мировых стандартов обслуживания. Таким образом, поселку потребуется выделенный информационный центр или визит-центр, в некотором роде туристический павильон. Этот объект сопряжет в себе функции информирования, распределения, просвещения и развлечения. Собственно за просветительский аспект и сможет отвечать развернутая на публику местная археология.
      Известно, что любой памятник археологии имеет охранную зону радиусом в несколько сотен и более метров, в границах которой всякая хозяйственная деятельность человека запрещена. Эта зона охраняет как действующие раскопки, так и потенциально перспективные участки, которые могут быть обнаружены по соседству. Таким образом, создается некий природный буфер, обрамляющий участок исследования и включающий природу в единый ландшафтно-археологический ансамбль. Авторское видение заключается в том, чтобы включить этот природный буфер в единую пространственную композицию. Замысел следующий: необходимо территориально разнести действующий археологический раскоп и праздную публику ненаучного сообщества. Но при этом визуально связать пространство вокруг раскопа в единую археологическую – музейную среду. Для этого необходимо наполнить среду архитектурными объектами, обслуживающими и раскрывающими историческую сущность данного места. Концепция работы с посетителями может быть выстроена на трех уровнях: это музейное здание с экспозицией,  собственно экспозиция под крышей музея и вынесенные на границу буферной зоны видовые площадки для наблюдения археологического процесса вживую. Площадки эти могут быть как стилистически нейтральны, так и глубоко стилизованы вплоть до полного подражания архитектуре Бохайского царства. Это, несомненно, погрузит в атмосферу эпохи, чему будет способствовать и весь сценарий осмотра и пребывания посетителя на городище, включая объекты визуальной системы, необходимый антураж, уличную мебель и прочее уличное убранство.
      В части характера экспонатов здесь может скрываться противоречие. Оригинальные находки, как правило, долго исследуются в научных лабораториях, прежде чем будут переданы в хорошо охраняемые музеи. Высоко оборудованные музейные здания находятся в административных центрах региона. В нашем случае – Владивостоке. Но и передача происходит не всегда, в таком случае предлагается выставлять не оригинальные находки,  существующие нередко в единственном экземпляре, а специально изготовленные экспонаты, муляжи, симулякры, побуждающие интерес и утоляющие жажду новизны впечатлений.
    Однако, не углубляясь в содержательную часть экспозиции, далее сосредоточимся на архитектурно-дизайнерском решении собственно туристического павильона. Разумеется, это будет здание современной архитектуры, построенное по современным технологиям, которое предоставит возможность соприкоснуться любознательной публике с некоторыми научными  открытиями, имеющими публичный интерес и просветительский потенциал. Кроме того, павильон станет самым посещаемым объектом поселка, встречающим гостей со всего мира, презентующим район в целом и туристические объекты в частности на отдельно взятой площадке. Следовательно, на этот объект ложится крайне ответственная задача. Собственно функциональное наполнение может решить тройную задачу: администрирования, обслуживания и просвещения (рис. 4).

Рис.4

Рис. 4. Диаграмма баланса функционального наполнения

 

     Рассматриваемый туристический комплекс станет презентационным объектом целого кластера со всей необходимой нагрузкой по приему и распределению турпотоков данной локализации, а также новым культурным центром поселка. Архитектурно-дизайнерское решение объекта может иметь разные трактовки. В первом случае объект решается капитально, как своего рода усадьба или подворье с ансамблевым размещением флигелей указанных функций (рис. 5). Во втором случае могут использоваться быстровозводимые инженерно-архитектурные системы конструкций, позволяющие возводить, достраивать или демонтировать и перестраивать объекты без значительных капиталовложений и, что немаловажно, без воздействия на природное окружение и разрушения почвенного слоя (рис. 6). В третьем случае объект выносится на окраину поселка и решается единым объемом, следуя концепции зеленой архитектуры. Здесь архитектурный объект ограничен не контекстом застройки, а природным окружением места, погружен или скорее вкопан в грунт и, что называется, присыпан землей (рис. 7).

Рис.5

 

      Таким образом, создание туристско-музейного комплекса с привлечением организующих приемов ландшафтной архитектуры позволит решить сразу несколько проблем: сохранения археологических объектов; расширения  возможности популяризации культурного наследия; создания условий для привлечения групп туристов (как российских, так и иностранных); создания  удобной площадки для активной туристской деятельности. А задача архитекторов-дизайнеров – позаботиться о том, чтобы эстетика туристического павильона отвечала целям презентации кластера данного поселения и была решена бережной интеграцией в природу, а не агрессивным архитектурным вторжением.

 

 

Библиографический список

    1. Мартышенко Н.С. Принципы формирования туристского кластера в Приморском крае // Экономика региона. – 2009. – №1. – С. 204–208.
    2. Дьякова О.В. Государство Бохай: археология, история, политика / Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. – М.: Наука – Вост. лит., 2014. – 318 с.  
    3. Болдин В.И. Краскинское   городище // Научно-популярные очерки ученых дальневосточного отделения РАН: интернет-проект. – 1998. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fegi.ru/primorye/history/krask.htm
    4. Бохайские памятники в Хасанском районе // Достояние планеты:  электронный журн. [Электронный ресурс]. – URL: http://dostoyanieplaneti.ru/2884-bokhajskie-pamyatniki-v-khasanskom-rajone-karta-i-opisanie
    5. Археологический музей «Горгиппия» // Виртуальный экскурсовод  [Электронный ресурс]. – URL:http://excursovod-web.ru/arheologicheskiy-muzey-gorgippiya/#axzz5BfzerXRE
    6. Музей Йорвик-Викинг-центр [Электронный ресурс]. – URL: https://planetofhotels.com/velikobritaniya/york/muzey-yorvik-viking-centr
    7. Центр викингов в Йорке // Достопримечательности cтран мира, 2011–2018 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.retravel.ru/europa/greatbritain/13.html

 


ORGANIZATION OF ARCHAEOLOGICAL – MUSEUM COMPLEX

Sharaeva T.P., MA student
Shipilov A.G., Docent
Far Eastern Federal University


Abstract. The article examines examples of environmental organization and increasing the tourist attraction of archaeological sites in terms of landscape architecture and design of the architectural environment. On the basis of the excavation of the Kraskin fortified settlement and the analysis of the already created historical and archaeological museums, an organizing reception for the creation of a tourist environment is proposed.
      The modern state of the ancient settlement, the history of the object under investigation and the social significance at the present stage of the district development are considered. This formed the basis for the proposal of the method of organization of this place.
     The experience of arrangement of the exposition with the help of architectural and design techniques is studied. In particular, museums with a polar concept –  Archaeological Museum-Reserve «Gorgippia» and Yorvik-Viking Center.
     As the author's contribution, the basic concept of the construction of a museum building in the variational unfolding of events is set out. Where the museum building is treated more as a cultural center of the village and at the same time a tourist visit-center with the possibility of exposition. The museum is filled with imitation material.
     The conclusion is the mandatory and necessary inclusion of the landscape surrounding the excavation. With the necessary cultural information and educational content load.

 

Keywords: design of architectural environment, landscape architecture, tourism, history, archeology, ecology.