Номер
УДК 711.55

ПРОБЛЕМАТИКА ВКЛЮЧЕНИЯ ПОДЗЕМНЫХ ПРОСТРАНСТВ В ПЕШЕХОДНЫЙ КАРКАС ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА

Сухих Ю.В., магистрант
Туманик Г.Н., доктор архитектуры, профессор
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования пешеходных общественных пространств центра крупного города Сибири в условиях существующей плотной застройки с историческими памятниками архитектуры и градостроительства. Исходя из преимуществ подземной урбанистики, был разработан инструмент освоения подземных пространств. В Сибирских городах это особенно актуально ввиду специфических климатических условий, что, несомненно, побуждает к поиску новых планировочных и архитектурных решений при организации среды. Кроме того, рассматриваются особенности развития территории исторических городов, где необходимо органично вписывать современный формат жизни горожан в уже сложившуюся историческую застройку. Таким образом, предлагается перспективное использование подземного пространства при формировании функционально-планировочной структуры и композиционно-пространственной организации пешеходных пространств в центральных районах городов Сибири. Подземная урбанистика одно из перспективных направлений развития территорий современного города.

 

Ключевые слова: подземная урбанистика, планировочная структура центра города, пешеходный каркас, общественные пространства.

 

     Проблематика проектирования и развития общественных пространств на сегодняшний день является одним из наиболее популярных общемировых трендов в сфере градостроительства. Это связано с тем, что именно общественные пространства формируют «лицо» города, обеспечивая его уникальность и отвечая за создание гармоничного единого образа мегаполиса. Причем в данном контексте под общественными пространствами понимаются не только общепринятые элементы, такие как улицы, площади, парки, скверы, бульвары, набережные, но и альтернативные, к которым относятся террасы, автокинотеатры, открытые сценические площадки и т. д.
    Таким образом, очевидно, что, поскольку общественные пространства являются местом сосредоточения городской жизни, то они отображают образ жизни людей конкретного города. От их внешнего облика, сомасштабности человеку, от качества архитектуры и наполненности различными социальными практиками зависит образ города в целом [3].
    Целью исследования является поиск оптимального варианта формирования пешеходных общественных пространств центра крупного города Сибири в условиях существующей плотной застройки с историческими памятниками архитектуры и градостроительства.
    Как правило, активная деятельность людей концентрируется в  центре города и районных подцентрах, привлекательность которых во многом определяет облик города. Исходя из этого, в исторической части центра важно сохранить уже сложившиеся особенности среды, при этом сделав пространство оживленным и часто посещаемым. Достичь данной цели возможно путем продуманного функционального и структурного развития пешеходных общественных пространств центральной части города.
    В настоящее время в центральной части большинства исторических городов Сибири нет единого взаимосвязанного архитектурно-пространственного и рекреационного каркаса, ясной концепции развития общественных пространств. Это затрудняет коммуникации и негативно отражается на облике города. Помимо этого, существующие общественные пространства недостаточно адаптированы к современному темпу и образу жизни города, у них отсутствует возможность трансформации, что снижает функциональное разнообразие пространства, возможности реагировать на изменения погодно-климатических условий. Все это в целом снижает конкурентоспособность данного вида территорий.
     В отличие от центральной части городов Сибири, общественные пространства новых районов формируются стихийно, бессистемно и обычно не связаны с исторически сложившимися. Таким образом, происходит формирование дисперсных рекреационных территорий города вне единой концепции развития общественных пространств.
       В результате отсутствие системного подхода замедляет развитие и реорганизацию общественных пространств и исключает отдельные территории из общего архитектурно-пространственного и рекреационного каркаса ввиду недоступности, необорудованности и ненаполненности территории. В качестве основной причины данного явления можно выделить неравномерность исторического развития и отсутствие комплексного подхода при новом проектировании.
     Кроме того, в Сибири период использования общественных пространств во всем их многообразии очень ограничен ввиду климатических условий и требует поиска и введения новых приемов организации общественных пространств с учетом контрастных погодных условий для каждого сезона года.
     В связи с этим важно максимально полно использовать потенциал территорий и сделать центр города комфортной зоной для людей, объединить разрозненные общественные площадки в структуру, пронизывающую центр города, облегчить доступ маломобильных групп, развести пешеходные и автомобильные потоки, сформировать общественные пространства с различными рекреационными функциями, привлекательными для всех возрастных групп, обеспечить возможность круглогодичного использования. Необходимо, чтобы процесс проектирования общественного пространства был действительно партиципаторным, т. е. к процессу были привлечены все заинтересованные стороны: горожане, власть, бизнес и др. [1]
      В условиях ограниченности территории в центральной части города и сложно изменяемой сложившейся структуры, особенно в исторических городах с большим количеством объектов культурного наследия, приемлемым решением может стать использование подземного пространства. Мировой и отечественный опыт показывает, что сегодня подземные пространства активно включаются в городскую ткань, это обусловлено социально-экономическими и градостроительными векторами развития городов. Современный уровень развития подземного строительства позволяет «опускать» под землю объекты различного назначения и масштаба, как точечные, так и линейные.
       Самые масштабные примеры использования подземного пространства находятся в Канаде, Японии, Финляндии. В Канаде еще в 1997 г. был построен целый подземный комплекс РАТН, представляющий собой систему связей, проходящую под центром города и соединяющую более 50 крупных зданий, центральный вокзал и метрополитен [6].
В Монреале расположен самый большой «подземный город» La ville souterraine, который занимает площадь 12 млн кв. м. В нем предусмотрена вся необходимая человеку инфраструктура: торговые центры, отели, банки, музеи, университеты, офисные и культурно-развлекательные центры. Данный комплекс соединен с метро, железной дорогой и автостанцией [4].
      В Японии построен и пользуется популярностью подземный комплекс Яэсу. В соответствии со статистическими данными, Яэсу посещают каждый месяц от 8 до 10 млн человек. В нем располагаются 250 ресторанов, магазинов и других объектов обслуживания [4].
      В Пекине, в соответствии с программой развития до 2020 г., весь транспорт с поверхности будет убран под землю, а улицы станут пешеходными с большим количеством общественных центров и зон отдыха [5].
    В России развитие подземного пространства также является одним из самых перспективных направлений градостроительного развития [2]. Развитию подземных общественных пространств способствуют условия резко континентального климата Сибири (низкие температуры с ветром зимой и перегрев наружного воздуха летом). Несмотря на это, в современной практике крупных сибирских городов даже при новом освоении центральных зон не уделяется внимание подземным пространствам. К сожалению, сегодня проектируются и строятся в основном только подземные паркинги под жилыми и общественными зданиями, не рассматривается возможность использования подземных территорий в качестве общественных пространств. Создание подобных пространств в условиях последующей реконструкции во много раз сложнее и затратнее.
     Предполагается, что при новом строительстве наиболее рациональным решением станет создание подземных и полуподземных транспортных коридоров и развязок с многофункциональными общественными объектами, обслуживающими пассажиров.
   Однако для центров исторически сложившихся городов такой метод затруднен ввиду невозможности кардинального воздействия на историческую застройку, сложившиеся ансамбли, памятники архитектуры. Тем не менее город требует развития, и часто исторический центр наполнен только в дневное время, вечером административно-офисные здания, которые обычно тяготеют к центральной части города, и исторические, культовые, объекты культуры простаивают пустыми. Для того чтобы наполнить центр города в вечернее время, разгрузить днем и привнести недостающие административно-бытовые, торговые и зрелищные объекты, возможно применение следующих мероприятий:
– проектирование основных общественных центров и пешеходных связей под существующими улицами;
– включение подземных и части первых этажей существующих зданий в сеть подземных пешеходных коммуникаций, освещение которых осуществляется с помощью зенитных фонарей или озелененных «колодцев».
       В результате внедрения данных стратегических мероприятий будут получены результаты (рис. 1), позволяющие повысить привлекательность как центра, так и города в целом.

Рис.1

Рис. 1. Результаты рационального использования подземного пространства центров городов Сибири

 

      Проведенное исследование доказывает, что интенсивное развитие общественных пространств крупных сибирских городов, отстающих в своем формировании, чрезвычайно актуально. Помимо этого, непременным условием современного градостроительства является освоение подземных пространств, которое дает возможности для повышения функциональной наполненности открытых общественных пространств, повышения уровня безопасности и комфорта развивающегося центра крупного сибирского города.
     Таким образом, освоение подземных пространств является одним из перспективных направлений при формировании пешеходных общественных пространств центра крупного города Сибири в условиях существующей плотной застройки с историческими памятниками архитектуры и градостроительства.

 

 

Библиографический список

    1. SAGA о городе. Трансформация общественных пространств / ред.: Л. Воронкова, О. Паченков. – СПб.: НП-Принт, 2014. – 189 с.
    2. Коротаев В.П. Новые принципы пространственной организации российского мегаполиса // Подземные горизонты. – 2017. – №12. – С. 10–13.
    3. Пучков М.В. Город и горожане: общественные пространства как модератор поведения людей // Архитектон: известия вузов. – 2014. – № 45.
    4. Маляренко Е. Прирастая подземельем // Известия [Электронный ресурс]. – URL: https://iz.ru/news/371892
    5. Транспортные проблемы Китая // Эхо России. Общественно-политический журнал [Электронный ресурс]. – URL: https://ehorussia.com/new/node/2517
    6. PATH: подземная жизнь Торонто // Maple Dip – все о Канаде [Электронный ресурс]. – URL: www.mapledip.com.

 


THE ISSUES OF INCLUDING UNDERGROUND PUBLICK SPACES IN PEDASTRIAN STRUCTURE OF CITY CENTER

Sukhikh Y.V., MA student
Tymanik G.N., Doctor of Architecture, Professor
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts


Abstract. The article reveals the question of pedestrian public spaces formation in the center of a large Siberian city in the situation of the existing dense building development with historical monuments of architecture and town planning. The design tool of underground spaces development has been developed on the basis of underground urban planning advantages.
     In the Siberian cities it is especially essential because of specific climatic conditions that undoubtedly induces to the search of new planning and architectural concepts at the organization of the environment.
    Besides, the development peculiarities of the historical cities territories are considered where it is necessary to put organically a modern style of life of the citizens into the existing developed historical buildings.
    Thus, the perspective use of underground spaces under the formation of a functional and planning structure as well as a composite and spatial organization of pedestrian spaces in the central parts of Siberian cities is offered. Underground urban planning is one of the perspective directions in the development of the territories of a modern city.

Keywords: underground urban planning, planning patterns, city center, pedestrian structure, public spaces.