Номер
Раздел
УДК 728.2 + 691

ЭЛИТНЫЙ ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС «РЕЗИДЕНЦИЯ НА ВСЕВОЛОЖСКОМ». ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ И СТЕКЛОФИБРОБЕТОНА

Семикин П.П., кандидат архитектуры
Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств
Семикин П.В., кандидат технических наук, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассматривается архитектура строящегося жилого комплекса элитного класса «Резиденция на Всеволожском» в г. Москве. Один из авторов лично участвовал в авторском надзоре. Рассматриваются основные объемно-планировочные, стилистические решения, приемы достижения художественной выразительности фасадов. Проанализированы особенности применения экстерьерных материалов. Приведены базовые показатели, позволяющие оценить масштабность проекта.

 

Ключевые слова: архитектура, резиденция, элитный класс, жилой комплекс, натуральный камень, стеклофибробетон.

 

     Участок общей площадью 0,2327 га, расположен в зоне заповедной территории «Пречистенка-Остоженка» в Центральном административном округе г. Москвы (рис. 1). Первоначально на нем располагался объект капитального строительства, находящийся в собственности ОАО «МГТС» времени постройки начала ХХ в. Он не был включен в реестр памятников архитектуры и объектов культурного наследия, кроме того, вследствие миниатюризации коммуникационных систем перестал выполнять заложенную в него функцию распределения линий и звонков. Проектом предусмотрен многоквартирный жилой дом с подземной автостоянкой и нежилыми помещениями. В районе «Хамовники», включающем рассматриваемый участок, преобладает застройка из кирпичных жилых и административных зданий 1–5 этажей, разнопериодной постройки начиная с конца XVIII до начала XX в.
     Участок ограничен:
– c севера: Всеволожским переулком;
– c востока: жилым зданием с встроенными административными помещениями;
– с запада: административным зданием;
– с юга: территорией государственного музея Л.Н. Толстого.

Рис.1

Рис. 1. Местоположение ЖК «Резиденция на Всеволожском» в г. Москве

 

     В 2014 г. архитекторы бюро «Мезонпроект» начали разработку концепции жилого дома. Первый вариант был интерпретацией доходного дома И.П. Исакова (архитектор Лев Кекушев), который расположен в пешей доступности от разрабатываемого участка на ул. Пречистенке.  Стилистическим направлением выбран московский модернизм начала ХХ в. Плавные линии оконных проемов, ажурная форма завершения центральной верхней части здания, большое количество пластических элементов фасада, однако с абсолютно симметричной нетипичной композицией (рис. 2а). Параллельно создавался второй вариант, здание как «продолжение» доходного дома Я.А. Рекка, расположенного на углу Пречистенки и Лопухинского переулка. Это постройка 1911 г. выполненная в неоклассическом стиле (архитектор Густав Гельрих). Второй вариант имеет строгие ортогональные линии на фасаде, геометричные формы, балконы, витражные и оконные переплеты, аскетичный декор [5]. За счет данных особенностей он получился более массивным, излишне «полновесным» для такого небольшого по ширине переулка (рис. 2б).

Рис.2

Рис. 2. Вариантное проектирование объекта: а –  модерн; б – неоклассика

 

     Третий и итоговый вариант был логичным развитием второго в сторону стиля ар-деко. Композиция оставлена симметричной, крайние балконы выполнены полноформатными, равны по пропорциям остальным [4], за счет этого появилась возможность размещения на них ромбовидных узорчатых элементов, видных с ул. Пречистенки и Остоженки (рис. 3). Разрывы по торцевым стенам составили порядка 4,5 м с каждой стороны от существующих зданий. Усложнены узоры на пилястрах, первых этажах, входном портале, наверху добавлена композиция с римскими цифрами, обозначающими год постройки объекта. Подъезд к зданию осуществляется с Всеволожского переулка, въезд в подземную автостоянку организован со стороны главного фасада, предусмотрен внутренний пешеходный двор. После утверждения концепции и альбома «Архитектурно-градостроительное решение» начата работа над более детальной проработкой объекта в рамках стадии «проект».

Рис.3

Рис. 3. Утвержденное эскизное решение фасада

     

     Здание шестиэтажное секционного типа с двумя лестнично-лифтовыми узлами прямоугольной, вытянутой вдоль Всеволожского переулка формы, предназначено для постоянного проживания. Габариты в осях – 60,2×19,4 м. Максимальная высотная отметка здания (в конструкциях) выше отметки 0,000– 24,30 м.
    На первом этаже объекта расположены: вестибюль с зоной ресепшен, лобби и переговорная, санузлы, колясочная, комната для ухода за животными. Вестибюль имеет двухсветное пространство и сквозной проход в дворовую часть здания. Вспомогательные помещения – администрация, комната уборочного инвентаря, помещения для персонала, личных водителей, пожарный пост – разнесены в торцевые стороны здания. Остальную площадь первого этажа занимают прочие административные помещения, разделенные на лоты площадью порядка 60 кв. м. Входы в них изолированы от жилой части и размещены со стороны Всеволожского переулка.
     Квартиры расположены со 2 по 6 этаж, количество квартир – 21. Диапазон площадей составляет 101,9–246,6 кв. м. Планировочные решения квартир запроектированы на основании маркетинговых исследований и соответствуют требованиям к жилью повышенной комфортности. Подземная двухуровневая автостоянка на 45 машино-мест запроектирована в габаритах наземной части. Между первым этажом и автостоянкой расположен технический этаж.
     Проектом предусмотрены мероприятия по доступности здания для маломобильных групп населения. Все входы оснащены пандусами и внутренними электрическими подъемниками. В подземной автостоянке размещены машино-места для МГН, располагаемые на близком расстоянии от лифтовых холлов. Лифты наземной части опускаются до третьего этажа, не имеют порогов.
     Фасады здания выполнены в стиле ар-деко. В качестве основного декоративного мотива использована резьба по камню, для чего разработаны несколько типов орнаментов [1]. Проектом 2015–2016 гг. были предусмотрены современные отделочные материалы: натуральный камень (известняк), бронза, декоративные кованые элементы, а также барельефы, выполненные из стеклофибробетона. На лестничных клетках запроектировано сплошное витражное остекление. Оконные и дверные балконные блоки – алюмодеревянный двухкамерный стеклопакет (внутренняя отделка – дуб, внешняя – металл) со встроенными клапанами. Цвет рам со стороны помещений натуральный, со стороны фасада – окрашены в цвет медных панелей (рис. 4).

Рис.4

Рис. 4. Основные применяемые материалы в ЖК «Резиденция на Всеволожском»

 

     В 2017 г. были закончены все работы по возведению конструктива объекта: монолитные стены, пилоны, перекрытия, перемычки; материал заполнения стен и перегородок – кирпич. В связи с социально-экономическими факторами, а также внутрикорпоративной политикой заказчиком было решено провести оптимизацию проекта. Основная ее суть – изменение отделочных материалов интерьера и экстерьера, в том числе замена всех медных деталей фасада и части каменных стеклофибробетоном. Кроме того, уменьшена толщина камня с 120 мм до 60 и 30 мм в разных фрагментах.
     В начале 2018 г. началась подробная разработка элементов и подбор материалов специализированной организацией. В качестве природного камня изначально предполагался травертин, но в связи с отсутствием сертификатов, подтверждающих возможность применения на фасадах, принято решение о применении известняка. Был осуществлен отбор между тремя месторождениями камня: в России, в Турции и Португалии. В связи с подходящей колористикой и тем, что необходимо облицевать порядка 3500 кв. м фасада, выбран португальский известняк светлого цвета.
     Вторым важным аспектом стал подбор стеклофибробетона (СФБ). Главным требованием было соответствие цвету оконных рам, который был ранее утвержден. В качестве цветового каталога применен не стандартный RAL, а раскладка IGP. В связи с заменой меди на СФБ были выявлены фрагменты, где логичным решением является отливка крупного элемента, который имеет участки имитации как металла, так и камня. Для формирования текстуры известняка на светлую поверхность наносят определенный точечный узор. Данная технология была утверждена после предъявления первого образца. Для участков «под медь» основной проблемой стала окраска материала в массе, чтобы в случае механического повреждения верхнего слоя царапины были незаметны (рис. 5). При этом введение пигмента в формулу СФБ частично меняло его физические свойства и увеличивало хрупкость элемента. Этот факт значительно усложнил процесс согласования, который составил порядка 2,5 месяцев. Компромиссом стало нанесение общего светлого слоя на элемент и дополнительная проливка в центральной его части (имитация меди) слоя толщиной 3–5 мм [2].

Рис.5

Рис. 5. Мок-ап детали из стеклофибробетона

 

     Оптимизация коснулась также фасадного камня. Первоначальная толщина известняка в 120 мм была продиктована возможностью создания узоров с различной степенью глубины прорезки. Причиной перехода на более тонкий камень помимо финансовой составляющей является также большой вес элементов, который повлек бы за собой увеличение толщины кронштейнов подсистемы. Камень в 60 мм позволил добиться среднего размера элементов порядка 930×930 мм, тем самым позволив избежать излишней дробности фасада, но потребовал упрощения геометрии, так как несущий слой, в котором делаются пропилы для кронштейнов, должен составлять 25–30 мм.
       Первыми участками для монтажа выбраны торцевые фасады как поверхности, состоящие из плоских каменных плит. Из-за того, что известняк естественный природный материал, он имеет определенную разницу в тоне для каждой партии. Она оказалась существенной, когда на плоской светлой поверхности стали выделяться камни на 3–4 тона темнее. Первоначальная идея калибровки по тону привела бы к тому, что один фасад или его протяженные участки значительно отличались от других. Принято решение о «миксовании» камня для создания «живой», управляемой неоднородности (рис. 6). Значительные размеры поверхности, облицованной плоским камнем, создают визуальный эффект единого масштабного элемента, где вставки разных тонов выглядят естественно, создается эффект крупного куска известняка, составленного из мелких «пикселей» [3].

Рис.6

Рис. 6. Фотофиксация известняка разного цвета на фасаде

 

     Дальнейший монтаж происходил на поверхностях, где размещены ромбовидные каменные плиты с узором глубиной 30 мм. При производстве данного камня было предложено 2 варианта прорезки рельефа. Первый – с помощью ЧПУ с фрезой, второй – с помощью резки водной струей. В последнем случае на углублениях камня оставались выбоины и сколы, обнажая структуру камня. Эти неровности создавали особый эффект, вместо выхолощенной прямой поверхности была получена фактура, позволяющая оценить материал по-иному, проявляющая его «душу» (рис. 7).

Рис.7

Рис. 7. Обработка известняка с помощью фрезы (слева) и воды под напором (справа)

 

     К сожалению, производство необходимой нам партии на данном станке в полном объеме оказалось невозможным в силу наличия станка в единственном экземпляре в России (по словам производителей). Поэтому было принято решение о применении данного способа только для элементов до отметки +6.000, все элементы, расположенные выше, вырезались фрезой (рис. 8).

Рис.8

Рис. 8. Поверхность фасада, облицованная резными элементами из натурального камня

 

     В настоящее время заканчивается монтаж оконных конструкций, витражей и начинается монтаж сборных, наиболее ответственных фрагментов из природного камня. Один элемент может быть составлен из десятков отдельных плит с различным рисунком и рельефом. Для того чтобы он смотрелся целостно, проводится тщательный цветовой отбор известняка. До конца года планируется полностью закончить внешнюю облицовку жилого дома.
     В связи с оптимизационными мероприятиями произошло изменение спектра материалов внешней отделки фасада, что повлекло усложнение формирования выразительного облика объекта. С учетом принятых рамочных условий в сжатые сроки были откорректированы фасадные решения. Пошаговая и стратегически простроенная модель поведения со специализированными организациями по поставке и обработке материалов привела к выстраиванию отношений путем первичного утверждения мок-апа, что исключает возможность применения образцов, не прошедших многоступенчатый контроль. Данные обстоятельства в совокупности с высокой мотивированностью архитекторов качественным результатом позволяют прогнозировать завершение объекта с архитектурными решениями, достойными центра Москвы до конца 2018 г.

 

Библиографический список

    1. Бархин А.Д. Истоки советского ар-деко и его эволюция // Архитектура и строительство Москвы. – 2011. – № 1 (555). – С. 53–64.
    2. Козлов С.Д., Зенов В.С., Матюхина М.А. К вопросу о необходимости применения стеклофибробетона // Устойчивое развитие науки и образования. – 2017. – № 7. – С. 82–85.
    3. Лиханский А.Ю., Лапшина Е.А. Метафора в тектонике // Новые идеи нового века: материалы Междунар. науч. конф. ФАД ТОГУ. – 2015. – Т. 1. – С. 215–221.
    4. Ульчицкий О.А., Олевская А.В. Стиль ар-деко в зарубежной и советской архитектуре // Современные проблемы архитектуры: сб. науч. тр. – Магнитогорск, 2013. – С. 92–96.
    5. Филичева Н.В. О геометрических формах и организации архитектурного пространства ар-деко // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. – 2013. – Т. 2. – № 4. – С. 255–262.

 

 

ELITE CLASS RESIDENTIAL COMPLEX «REZIDENTSIYA NA VSEVOLOZHSKOM». FEATURES OF ARCHITECTURAL SOLUTIONS WITH THE USE OF NATURAL STONE AND FIBERGLASS CONCRETE

Semikin P.P., Candidate of Architecture
Moscow State Academic Art Institute named after V.I. Surikov of Russian Academy of Arts
Semikin P.V., Candidate of Engineering Sciences, Docent
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 


Abstract. The article discusses the architecture of the elite class residential complex «Rezidentsiya na Vsevolozhskom», which is under construction in Moscow. One of the authors personally participated in the supervision. Consider the main space-planning decisions, stylistic solutions, the methods of achieving artistic expressiveness of facades. The features of application of external materials are analyzed. Showed basic indicators to assess the scale of the project.
 

Keywords: architecture, residence, elite class, residential complex, natural stone, fiberglass concrete.