Номер
Раздел
УДК 726.03 (571.14)

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ НОВОСИБИРСКА

Копылова М.А., магистрант
Лихачев Е.Н., кандидат архитектуры, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье в опоре на литературные источники, архивные, проектные, нормативные, фото- и картографические материалы, а также на основании данных натурных обследований 22 территорий существующих православных храмов города выявляются особенности архитектурно-планировочной организации данных территорий. Рассмотрены изменения окружающей застройки прихрамовых территорий в условиях исторического развития города. Описано современное состояние прихрамовых территорий православных храмов: выделены основные градостроительные приемы размещения православных храмов, группы по размещению в частях города, исторической значимости и размеру территории. Проанализирован функциональный состав территорий православных храмов Новосибирска и выявлены преобладающие функциональные зоны. Описаны группы по показателю озеленения и наличию парковок для прихожан.

 

Ключевые слова: Новосибирск, городская среда, организация прихрамовых территорий, православные храмы.

 

   Введение. Одновременно с образованием Новониколаевска появляются первые культовые сооружения (в 1898 г. был освещен первый храм Новониколаевска – церковь Пророка Даниила). По сравнению с другими исторически сложившимися городами Сибири Новониколаевск (Новосибирск) имеет свои отличительные архитектурно-планировочные особенности организации прихрамовых территорий. Во многих статьях и научных работах, связанных с градостроительным развитием Новосибирска, упоминаются некоторые православных храмы города, особенности их размещения, их роль в городской среде. В большинстве работ рассмотрены православные культовые сооружения, существующие в прошлом веке, и описана среда именно того времени либо современная среда православных храмов, которые являются объектами культурного наследия (собор Александра Невского, церковь Покрова Пресвятой Богородицы). Изучение теоретического материала по теме статьи позволяет сделать вывод, что анализа архитектурно-планировочной организации территорий православных храмов Новосибирска с учетом современного состояния проведено не было, что является основанием для исследования.

   В настоящее время идет активное строительство храмовых сооружений в различных районах города. Большинство городских культовых построек относятся к православной конфессии. Насчитывается 50 действующих православных культовых строений, из которых 4 собора, 32 церкви, 14 часовен. Вышеперечисленные факты подчеркивают актуальность темы.

   Материалы и методы. Источником исследования послужили библиографические материалы по истории строительства отдельных храмовых объектов, архивные, проектные, нормативные материалы, касающиеся проектирования и размещения православных храмов, исторические картографические документы и современные картографические сервисы, фотографические материалы дореволюционного, советского и современного Новониколаевска (Новосибирска), натурные обследования территорий 22 существующих православных храмов Новосибирска. Это позволило рассмотреть эволюцию прихрамовых территорий на каждом этапе развития города. В работе использованы такие методы, как графоаналитический, количественного описания, сравнительно-исторический. Их применение дало возможность определить основные этапы эволюции территорий православных храмов, выявить особенности организаций прихрамовых территорий.

   Результаты. Эволюция православной культовой архитектуры Новосибирска неразрывно связана с динамичным формированием столичного города. Нами выделено три этапа эволюционного развития прихрамовых территорий Новосибирска:

  1. Дореволюционный период становления культовой архитектуры города (конец XIX – первая половина XX в.).

  2. Советский период. Период ликвидации культовых объектов в условиях пропаганды атеизма (первая половина XX в. – 1988 г.).

  3. Современный период. Восстановление и создание новой культуры храмостроения (с 1988 г. по настоящее время).

   Дореволюционный период становления культовой архитектуры города. Конец XIX – начало XX в. характеризуется строительством культовых сооружений. В Новониколаевске жили представители шести религиозных конфессий: православной, старообрядческой, католической, протестантской, еврейской и мусульманской. Наиболее крупной религиозной общиной города была православная, которую составляли 90 % населения. Эта численность возросла с 5 тыс. в 1896 г. до 51 тыс. в 1910 г. и 61 тыс. в 1915 г. [2]. К 1916 г. в Новосибирске насчитывалось 7 православных церквей: церковь Святого Даниила (1898), Александро-Невский собор (1899), Покровская (1901), Казанская (1907), Воскресенская (1907), Вознесенская (1913), Христорождественская (1913) [1]. В 1925 г. была построена Успенская церковь (Новокладбищенская). В этот период культовые сооружения являлись композиционными доминантами и пространственными ориентирами в условиях малоэтажной, усадебной, преимущественно жилой окружающей застройки и ландшафта (близость к водной магистрали и повышенный рельеф). Площади культовых сооружений положили начало образованию улиц (например, собор Александра Невского в начале Новониколаевского проспекта).

   Советский период. Период ликвидации культовых объектов в условиях пропаганды атеизма. С утверждением советской власти отношение к религии и православным сооружениям как к культурным и общественным центрам резко меняется. В 1921 г. руководством ВЦИК РСФСР Новониколаевск превращается в новый административно-политический центр. В 1925 г. Сибревком осуществляет административную реформу, создается новая административная структура – Сибирский край (с центром в Новониколаевске) [3]. С этого момента, в условиях пропаганды атеизма и ликвидации организованной религиозной культурной жизни, начинается переоборудование под новые функции или полный снос культовых сооружений, большая часть которых была разрушена в 30-е гг. ХХ в. Активное строительство многоэтажных общественных, жилых, промышленных зданий и комплексов существенно изменило условия восприятия культовых объектов.

   Современный период. Восстановление и создание новой культуры храмостроения. Нормализация государственно-церковных отношений начинается в 1987–1988 гг., в период подготовки и празднования 1000-летия Крещения Руси. Именно в этот период в Новосибирске началось активное возрождение религиозной жизни. Важную роль в этом процессе сыграло принятие нового закона РСФСР «О свободе вероисповеданий», согласно которому религиозные организации получили права юридического лица, обладания собственностью, свободу пропаганды своих вероучений. Государство отказалось от вмешательства во внутренние дела религиозных организаций и тотального контроля за их деятельностью [2]. С началом 1990-х строятся новые храмы и реконструируются существующие объекты и их территории. Новые градостроительные условия повлияли на организацию прихрамовых территорий. Условно прихрамовую территорию можно разделить на внутреннюю (в границах территории храма) и внешнюю (за границами территории храма). Увеличение количества автотранспорта вызвало необходимость организации хозяйственных зон на территории храмов и парковок. Возросшая высота окружающей застройки повлияла на восприятие храмов и их роль как доминант в городской среде (собор Александра Невского и Покровская церковь). Большинство храмов Новосибирска в настоящий момент воспринимается локально, они потеряли свое значение как дистанционного высотного ориентира и выделяются из окружающей застройки за счет стилистики. На восприятие храмов также влияют объекты визуальной информации, такие как крупные рекламные щиты, надземные переходы, высокие деревья, перекрывающие объем строений. Расположение этих объектов может быть скорректировано.

   Анализ современного состояния прихрамовых территорий привел к ряду выводов.

   Большая часть территорий православных храмов сосредоточена в серединной части города – 50 %; 32 % территорий – в периферийной; 18% – в центральной (центральная часть – Центральный, Железнодорожный, Заельцовский районы; серединная часть – Ленинский, Кировский, Калининский, Дзержинский, Октябрьский районы; периферийная часть – Первомайский, Советский районы).

   По исторической значимости территории и объектов православных храмов, находящихся на ней, выделено три группы: 1) объекты, сохранившие свое изначальное местоположение и восстановленные до первоначального вида, – 9 %; 2) объекты, которые сохранили свое изначальное местоположение (либо смещены на незначительное расстояние), но внешний облик которых отличается от их дореволюционного вида (реконструкция или постройка нового храма на прежнем месте) – 18 %; 3) новые объекты, построенные на территориях, где ранее не было храмов – 73 %.

   В результате анализа особенностей расположения православных храмов в городе выделены следующие градостроительные приемы их размещения:

– в общественно-административном центре;

– общественно-транспортном узле;

– исторической жилой зоне;

– жилой зоне (средне- и многоэтажная застройка);

– жилой малоэтажной зоне;

– рекреационной зоне;

– при кладбищах;

– монастырях.

   В результате анализа территорий православных храмов Новосибирска выделено три группы территорий по размерам: малые (0,05–0,3 га), средние (0,31–1 га), крупные (1,1–2 га). 45 % территорий относятся к малым, 44 % – к средним, 11 % – к крупным.

   Анализ территорий храмов по функциональному назначению показал, что в современных условиях активное развитие получила хозяйственная зона. Большие территории в чаще всего занимает храмовая и хозяйственные зоны, затем идут вспомогательная и входная зона. Хотя присутствуют примеры, когда некоторые из зон могут отсутствовать или находиться внутри зданий храмов.

   Увеличение количества личного автотранспорта вызвало необходимость организации парковок. На данный момент ситуация с парковками обстоит следующим образом: у 46 % территорий есть парковки для прихожан в радиусе 50 м (соответствует нормам), у 27 % – парковки расположены в радиусе до 100 м, у 27 % – парковки отсутствуют или находятся далее 100 м.

    При организации прихрамовых территорий должно быть предусмотрено достаточное количество озеленения, которое бы смогло минимизировать негативное влияние автотранспорта и создать благоприятный визуальный фон. Согласно нормам, доля озеленения составляет 15 %, но, как показало натурное обследование храмов Новосибирска, наиболее положительное визуальное впечатление создается от тех объектов, где процент озеленения составляет не менее 30 (Троице-Владимирский собор – 47 % озеленения, храм в честь иконы Божией Матери «Знамение-Алабацкая» – 60 %), либо когда территория храма размещена вблизи соседней обильно озелененной территории (Вознесенский собор, храм Успения Пресвятой Богородицы, храм Святого Мученика Евгения). В зависимости от процента озеленения и размещения рядом соседних озелененных зон было выделено 5 групп:

  1. Территории с озеленением меньше рекомендуемой нормы (мене 15 % озеленения), к ним относятся 14 % территорий православных храмов города.

  2. Хорошо озелененные территории (15–30 % озеленения), к ним относятся 9 % территорий православных храмов города.

  3. Хорошо озелененные (15–30 % озеленения) вблизи крупной озелененной зоны, к ним относятся 18 % территорий православных храмов города.

  4. Обширно озелененные (31 % озеленения и более), к ним относятся 32 % территорий православных храмов города.

  5. Обширно озелененные (31 % озеленения и более) вблизи крупной озелененной зоны, к ним относятся 27 % территорий православных храмов города.

   При организации прихрамовых территорий необходимо учитывать потребности маломобильных групп населений. В настоящий момент пандусы присутствуют лишь в 4 храмах из исследуемых 22 объектов.

   Заключение. Новосибирск – исторический город, чью историю с самого начала сопровождало строительство храмов. На общее восприятие культовых сооружений и отношение к ним горожан влияет не только их архитектура, но и место их расположения, организация прихрамовой территории. Организация территории в современных условиях с учетом удобного расположения в городе, благоустройства, озеленения, парковок для прихожан и служителей храма, средств доступа для маломобильных групп населения может сделать территорию храма более эстетически привлекательной и комфортной, удобной для посещения.

 

Библиографический список

 

  1. Новокшонов С.М. Градостроительное развитие города Ново-Николаевска (Новосибирска) с 1893 по 1917 год. Новосибирск: ГАУ НСО НПЦ, 2013. – 148 с.

  2. Новосибирск: энциклопедия / под ред. В.А. Ламина Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2003. – 1071 с.

  3. Оглы Б.И. Новосибирск: от прошлого к будущему. – Новосиб. кн. изд-во, 1991. – 117 с.

 

 

FEATURES OF ARCHITECTURAL-PLANNING ORGANIZATION OF PRICHRAMIC TERRITORIES OF ORTHODOX CHURCHES OF NOVOSIBIRSK

 

Kopylova M.A, МA Student

Likhachev E.N, Candidate of Architecture, Docent

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The purpose of the article is drawing on literary sources, archival, project, normative, photo and cartographic materials, and conducting field surveys of 22 territories of existing Orthodox churches in the city, identifying features of architectural and planning organization of these territories. The changes in the surrounding development of the subhumans in the conditions of the historical development of the city are considered. The modern state of the territory of the Orthodox churches is described: the main town-planning methods are allocated for the placement of Orthodox churches; groups for accommodation in parts of the city, according to historical significance, by the size of the territory are allocated. The functional composition of the territories of Orthodox churches in Novosibirsk is analyzed and the prevailing functional zones are revealed. Groups are selectedaccording to the indicator of gardening and the availability of parking for parishioners.

Keywords: Novosibirsk, urban environment, organization of near-territories, Orthodox churches.